Все новости
Сегодня
СРО в госзакупках строительных и проектных работ: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
23 февраля
Установка рекламных конструкций: депутаты предлагают упростить продление договоров в 2024 году
22 февраля
Кассация напомнила позицию КС РФ: обособленное структурное подразделение меняют с согласия работника
22 февраля
КС РФ защитил управляющие компании ПИФов недвижимости от двойной уплаты госпошлины
22 февраля
Суд: прежде чем уволить госслужащего за неисполнение поручений, нужно проверить их обоснованность
22 февраля
Минздрав обновил рекомендации по способам оплаты медпомощи по ОМС
22 февраля
Оплата сверхурочной работы: поправки к ТК РФ приняты в первом чтении
22 февраля
Ведение кассовых операций: с 1 октября 2024 года действует обновленный порядок
22 февраля
Определение и раскрытие дивидендной политики: ЦБ РФ дал рекомендации ряду АО
22 февраля
НДС 0% для гостиниц: Минфин указал, когда льгота применима к континентальному завтраку
22 февраля
Заказчик по Закону N 223-ФЗ не принял независимую гарантию — суд взыскал с банка убытки
22 февраля
Появились клинические рекомендации по нормальной беременности
21 февраля
Минэкономразвития предлагает упростить заселение в гостиницу и регистрацию в ней
21 февраля
ПДД, пожарная безопасность и санитарные правила: апелляция не разрешила заплатить штрафы за счет ОМС
21 февраля
В вычете НДС по услугам питания суд отказал: организация не вела персонифицированный учет затрат
21 февраля
Суд: транспортный налог платят по зарегистрированному ТС, даже если оно неисправно
21 февраля
За нарушения из-за сбоя информсистем по охране труда не накажут, указал Роструд
21 февраля
Минфин: при описании объекта госзакупки сведения о доле вторсырья не надо указывать структурированно
21 февраля
Лицензирование: закон о досудебном порядке урегулирования споров заработает с 24 февраля 2024 года
21 февраля
Медорганизация не смогла оспорить штраф на том основании, что фонд не провел повторную экспертизу
20 февраля
Проект о запрете увольнения вдов ветеранов боевых действий принят в первом чтении
20 февраля
Проект о праве через Госуслуги ввести самозапрет на кредиты и займы прошел третье чтение
20 февраля
ВС РФ: кредиторам можно применять буквенное имя отправителя сообщений о возврате просроченного долга
20 февраля
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: Госдуме предложен новый подход к разрешению споров
20 февраля
Топ-3 "поворотных" дел кассации по страховым взносам за 2023 год
20 февраля
Взыскание налоговых долгов юрлица с физлиц: ФНС сформировала позицию по направлению исков в суд
20 февраля
Перевод госслужащего, изменение контракта и служебные проверки: поправки прошли первое чтение
20 февраля
Праздник в феврале: как отдыхаем и работаем
20 февраля
РНП по Закону N 44-ФЗ: обзор практики рассмотрения обращений ФАС за IV квартал 2023 года
20 февраля
Клиника нарушила срок подачи счетов из-за технических причин — суд решил, что услуги надо оплатить
1 декабря 2022

Учетная политика и планирование в учреждениях: что учесть при подготовке к 2023 году

Все учреждения должны внедрить унифицированные формы электронных документов бухучета. Появились новшества в КВР и кодах КОСГУ. Есть и другие изменения. Расскажем, на что обратить внимание при обновлении учетной политики, настройке бухгалтерской программы, утверждении плановых документов.

Последние изменения

28 декабря. Появились поправки к перечням КБК на 2023 год и плановый период. Добавили КДБ по ряду межбюджетных трансфертов, внесли другие коррективы.

27 декабря. Минфин выпустил общие рекомендации о том, как проводить внутренний контроль в учреждении, в т.ч. инвентаризировать активы и обязательства перед составлением годовой отчетности.

23 декабря. Опубликовали изменения Приказа N 82н. Указали, что ряд энергосервисных договоров надо отражать по КВР 247. Ввели КВР 615 и 625, статью 460 АнГПД.

13 декабря. Обнародовали поправки к Приказу N 61н. Добавили 6 форм электронной первички и 2 формы электронных регистров.

Образцы новой редакции учетной политики смотрите в нашей подборке. Подробности о составлении документа — в путеводителе.

О том, какие изменения внести в учетную политику для целей налогообложения, читайте в нашем отдельном материале.

Первичка и регистры

Начиная с бухучета 2023 года все учреждения обязаны применять формы электронных первичных документов и регистров по Приказу N 61н.

Внедрите 17 форм электронной первички и 3 формы электронных регистров. Подробнее о том, как на них перейти и как их применять, см. в путеводителе и подборке.

Учтите такие нюансы:

  • в ряде форм есть реквизит "Идентификатор контрагента". В бухгалтерской программе добавьте уникальные коды из 22 разрядов для каждого контрагента;
  • в первичке по Приказу N 61н не ставят отметку бухгалтерии. Вместо этого оформляют электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение);
  • в августе и декабре 2022 года в Приказ N 61н добавили в совокупности 12 форм электронной первички и 4 формы электронных регистров. Всем предстоит их использовать начиная с бухучета 2024 года. Однако новшества можно внедрить и раньше. Решение укажите в учетной политике. Его вправе принять централизованная бухгалтерия для обслуживаемых организаций. С 2023 года данные формы обязаны применять федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали учет Казначейству;
  • часть форм по Приказам N 61н и 52н сходны по назначению. Рекомендуем по согласованию с учредителем и финансовым органом закрепить в учетной политике применение более новых шаблонов. Это можно обосновать в том числе приоритетом унифицированных форм электронных документов. В дальнейшем Минфин планирует добавить все нужные шаблоны в Приказ N 61н, а Приказ N 52н отменить.

Отметим, в декабре Минфин выпустил методичку по составлению 5 новых форм электронной первички, в т.ч. решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов. Также ведомство рекомендовало порядок работы с документами, которые предусматривают голосование комиссии учреждения.

Стандарты бухучета

Начиная с бюджетного учета 2023 года действует стандарт "Государственная (муниципальная) казна". Его применяют только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.

Подробнее о новых правилах см. в материалах:

План счетов

Новое:

  • коррективы к Единому плану счетов N 157н действуют с 23 апреля 2023 года. Добавили в том числе счета 303 14, 303 15, а также счета для учета биологических активов. Изменения надо применять начиная с бухучета 2023 года. Подробнее в обзоре;
  • поправки к Приказам N 162н и 174н действуют с 12 июня, а коррективы к Инструкции N 183н — с 17 июня 2023 года. Закрепили в том числе корреспонденции по счетам 0 303 14 000 и 0 303 15 000. Изменения не отличаются от тех, что планировали внести. Подробнее в обзоре.

Изменений пока нет, но их планируют. Уже подготовили поправки к Приказам N 162н, 174н и 183н. Коррективы к Единому плану счетов и Инструкции N 157н проходят регистрацию в Минюсте. Так, начиная с бухучета 2023 года хотят добавить счета 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" и 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу". Они нужны из-за новых правил уплаты налогов и взносов. Подробнее об этих правилах см. в обзоре и готовом решении.

Исходя из планируемых поправок к Инструкциям N 162н, 174н и 183н, порядок будет такой:

  • учреждения рассчитывают налоги и взносы, подают в инспекцию уведомление, расчет, декларацию и начисляют обязательства на счетах 303 ХХ. Вместо счетов 303 02, 303 07 и 303 10 используют счет 303 15;
  • уплаченную в бюджет сумму изначально отражают на счете 303 14;
  • после того как налоговая зачтет платежи в счет конкретных обязательств, суммы распределяют со счета 303 14 на другие счета 303 ХХ. Для этого используют справку о принадлежности денег.

Счета 110 ХХ, 113 ХХ и другие счета для учета биологических активов планируют внедрить тоже с 2023 года.

Дождитесь изменений, чтобы отразить их в учетной политике и скорректировать настройки бухгалтерской программы.

Бюджетная классификация

КРБ и КДБ

Начиная с планирования показателей на 2023 год и бухучета этого же года применяйте новый порядок формирования КБК. Приказ N 85н не используйте. Главные новшества такие:

  • бюджетные и автономные учреждения отражают закупки для создания, развития, использования государственных информсистем по КВР 246. Региональные и муниципальные организации используют этот код, только если так решит финансовый орган. Действие КВР 246 распространили и на муниципальные информсистемы;
  • по КВР 247 приводят в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов;
  • по новым КВР 615 и 625 отражают субсидии на выполнение соцзаказа, которые предоставляют бюджетным и автономным учреждениям из бюджета другого публично-правового образования по результатам отбора. В бюджетах 2022 года такие расходы записывали по КВР 613 и 623;
  • любые выплаты персоналу, которые не относят к публичным нормативным обязательствам, показывают по тому же разделу и подразделу, что и обычные затраты на нужды органа или учреждения;
  • расходы на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки учитывают по подразделу 1103 вместо 0703. Затраты на деятельность по организации отдыха детей отражают по подразделу 0709, а не 0707;
  • доходы от выбытия биологических активов из-за продажи, недостачи или по другим причинам приводят по новой статье 460 АнГПД.

Про часть из этих изменений Минфин рассказывал в августе в системном письме. В нем он также разрешил образовательным учреждениям выбирать КВР для затрат на поездки учащихся по тем же правилам, что применяют учреждения спорта.

Для единого налогового платежа отдельный КВР пока вводить не планируют. В 2023 году перечисляйте налоги и взносы в разрезе прежних кодов. Как заполнять заявки на кассовый расход учреждениям – прямым участникам системы казначейских платежей, рассказало Казначейство.

КОСГУ

Начиная с бухучета 2023 года используйте новую редакцию Приказа N 209н. Главные изменения:

  • расходы на возмещение стоимости услуг связи и коммунальных услуг арендодателю, ссудодателю относят на подстатью 224, а не на подстатьи 221 и 223;
  • по-другому выбирают код по безвозмездным поступлениям и перечислениям, которые одновременно предназначены и для капвложений, и для текущих расходов. Если на капвложения предусмотрено не менее 80% от общего объема предоставляемых средств, характер операции считают капитальным. Если долю нельзя определить точно, характер транзакции признают текущим;
  • плату оператору за участие в открытых и закрытых электронных закупках, а также за проведение этих процедур отражают по коду 226. Отметим, применять при ее учете КВР 244 Минфин требовал с 2022 года;
  • доходы от выбытия биологических активов и операции по списанию таких объектов показывают по подстатье 460. Код 461 исключили.

Перечни КБК

Отражая показатели на 2023 год и плановый период, используйте новые перечни. В бухучете по общему правилу остатки переносите на новые КБК в межотчетном периоде.

Учтите, что в перечни внесли поправки. Они действуют с 8 января 2023 года.

Системные письма Минфина по бухучету

В 2022 году учреждениям разъяснили:

Новое: в Инструкции N 162н и 174н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Помимо прочего, нормативно закрепили приведенные в письмах Минфина подходы к учету закупок, формированию счетов с кодами 191 – 199 АнГПД и КВР 801 – 809. Подробнее в обзоре.

Внедрите эти подходы до составления отчетности за 2022 год.

План ФХД

Начиная с плана на 2023 год учитывайте изменения в требованиях Минфина. Главные новшества такие:

  • в рекомендуемую форму плана добавили строку для отражения показателей по КВР 880. Поправку можно применять и при корректировке документа на 2022 год;
  • если показатели поступлений на очередной год, 1-й или 2-й год планового периода изменились более чем на 20% по сравнению с отчетным периодом, учреждение должно письменно сообщить учредителю причины этого;
  • план надо утвердить не позднее начала очередного года. Учредитель установит конкретный срок с учетом данного ограничения. Прежняя формулировка требований допускала иное толкование;
  • если на последнюю отчетную дату бухотчетности у бюджетного учреждения есть просроченная кредиторская задолженность, план или его изменение вправе утвердить только учредитель. Для автономных учреждений аналогичного требования нет;
  • в обоснованиях по выплатам после утверждения годовой бухотчетности надо уточнять размер принятых и неисполненных на начало года обязательств.

До конца 2024 года планы ФХД не публикуют на сайте www.bus.gov.ru. Однако учреждения по-прежнему должны направлять их Казначейству с помощью данного ресурса. Также надо продолжать размещать документы на сайтах учреждений, если этого требуют отраслевые законы. Такое требование предусмотрено, например, для учреждений образования и культуры.

Федеральные бюджетные и автономные учреждения, помимо прочего, учитывают изменения в Приказе N 168н.

Связанные новости