Земли лесного фонда в границах населенных пунктов
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли лесного фонда в границах населенных пунктов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"При таких условиях, если с момента утверждения соответствующего генерального плана прошел существенный срок, определяемый периодом, по истечении которого могут быть изменены правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда согласно части 6 статьи 32 и части 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.е. более года), решение вопроса о признании генеральных планов не действующими в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда возможно только на основе сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Следовательно, срок, установленный для согласования частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может иметь пресекательного характера (в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<15> Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 81-АПГ16-3 "Об отказе в признании недействующим Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 26 ноября 2015 г. N 378 "Об отмене распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 г. N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" // СПС "Гарант".
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<15> Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 81-АПГ16-3 "Об отказе в признании недействующим Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 26 ноября 2015 г. N 378 "Об отмене распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 г. N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" // СПС "Гарант".
Статья: Развивать территории и сохранять природу: Конституционный Суд РФ нашел баланс в согласовании генпланов
(Башарин А.В., Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 11)3. КС РФ подчеркнул: суд, установив, что порядок согласования включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов был нарушен, не может ограничиваться формальным признанием недействующим решения органа публичной власти. Он должен оценить последствия такого решения для граждан и юридических лиц, проживающих или осуществляющих деятельность на территории данного населенного пункта, и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости принятия решения, влекущего возврат соответствующих участков в состав земель лесного фонда. Решение должно быть сбалансировано с учетом права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и перечисленных прав частных лиц, с другой стороны. На наш взгляд, данный вывод КС РФ заставляет еще раз задуматься над вопросом допустимости судебной оценки целесообразности решений, принимаемых органами публичной власти <6>.
(Башарин А.В., Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 11)3. КС РФ подчеркнул: суд, установив, что порядок согласования включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов был нарушен, не может ограничиваться формальным признанием недействующим решения органа публичной власти. Он должен оценить последствия такого решения для граждан и юридических лиц, проживающих или осуществляющих деятельность на территории данного населенного пункта, и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости принятия решения, влекущего возврат соответствующих участков в состав земель лесного фонда. Решение должно быть сбалансировано с учетом права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и перечисленных прав частных лиц, с другой стороны. На наш взгляд, данный вывод КС РФ заставляет еще раз задуматься над вопросом допустимости судебной оценки целесообразности решений, принимаемых органами публичной власти <6>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов существенно меняет правовое положение соответствующих земель и лесных участков как в части охраны лесов, так и в части имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации (часть 1 статьи 8 и статья 81 ЛК РФ, пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов существенно меняет правовое положение соответствующих земель и лесных участков как в части охраны лесов, так и в части имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации (часть 1 статьи 8 и статья 81 ЛК РФ, пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в указанной части, причем, если с утверждения соответствующего генерального плана прошло более года, суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Закона о регистрации недвижимости также не предусматривают обязанности по внесению в ЕГРН сведений о границах категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности и иного специального назначения, при этом сведения о границах земель населенных пунктов, водного и лесного фонда подлежат включению в ЕГРН, как и сведения о границах различных видов зон (ст. 7).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Закона о регистрации недвижимости также не предусматривают обязанности по внесению в ЕГРН сведений о границах категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности и иного специального назначения, при этом сведения о границах земель населенных пунктов, водного и лесного фонда подлежат включению в ЕГРН, как и сведения о границах различных видов зон (ст. 7).
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)2.2. Однако с позиций лесного законодательства процедура изменения границ городских лесов может выглядеть иначе. В связи с этим примечательно Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5, где отмечается, что в случае перевода и включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства; при этом измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов <11>. Названный прецедент лег в основу последовавших разъяснений Рослесхоза <12>.
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)2.2. Однако с позиций лесного законодательства процедура изменения границ городских лесов может выглядеть иначе. В связи с этим примечательно Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5, где отмечается, что в случае перевода и включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства; при этом измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов <11>. Названный прецедент лег в основу последовавших разъяснений Рослесхоза <12>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом следует отметить, что установленный в п. 7 ст. 25 ГрК РФ срок согласования органами государственной власти и органами местного самоуправления проекта Генплана, изменений в утвержденный Генплан не является пресекательным. Независимо от истечения указанного срока в отдельных случаях (например, в случае включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда <1>) его истечение не является препятствием для оспаривания Генплана ввиду отсутствия такого согласования, несмотря на прямое противоречие п. 8 ст. 25 ГрК РФ, устанавливающему, что в случае отсутствия ответа от уполномоченного органа проект считается согласованным им.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом следует отметить, что установленный в п. 7 ст. 25 ГрК РФ срок согласования органами государственной власти и органами местного самоуправления проекта Генплана, изменений в утвержденный Генплан не является пресекательным. Независимо от истечения указанного срока в отдельных случаях (например, в случае включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда <1>) его истечение не является препятствием для оспаривания Генплана ввиду отсутствия такого согласования, несмотря на прямое противоречие п. 8 ст. 25 ГрК РФ, устанавливающему, что в случае отсутствия ответа от уполномоченного органа проект считается согласованным им.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не может считаться согласованным без получения положительного заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не может считаться согласованным без получения положительного заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.