Защита прав граждан на обращения и информацию
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав граждан на обращения и информацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Рассмотрение обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Такой ответ применительно к п. 3 ч. 1 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обоснованно расценен судом первой инстанции как данный по существу поставленных Ш. вопросов, поскольку позволяет последнему использовать полученную от административного ответчика информацию с целью защиты своих прав."
Позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ: Свобода договора ограничена в отношениях с потребителем
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 421, п. 2 ст. 428, ст. 811 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1Однако суды не учли, что договор об оказании услуг связи является типовым (с заранее определенными в нем условиями), следовательно, гражданин как сторона договора был лишен возможности влиять на его содержание. Это и послужило поводом для обращения за защитой нарушенных прав.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 421, п. 2 ст. 428, ст. 811 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1Однако суды не учли, что договор об оказании услуг связи является типовым (с заранее определенными в нем условиями), следовательно, гражданин как сторона договора был лишен возможности влиять на его содержание. Это и послужило поводом для обращения за защитой нарушенных прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав граждан на обращения и информацию
(Саврун Н.Д.)
("Законность", 2019, N 2)ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЮ
(Саврун Н.Д.)
("Законность", 2019, N 2)ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЮ
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<183> Закон Омской области от 06.11.2015 N 1801-ОЗ (в ред. от 21.07.2020) "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение" // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). 09.11.2015. N 5500201511090016.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<183> Закон Омской области от 06.11.2015 N 1801-ОЗ (в ред. от 21.07.2020) "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение" // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). 09.11.2015. N 5500201511090016.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Автор утверждает, что стала жертвой жестокого, бесчеловечного и унижающего ее достоинство обращения вследствие законодательного запрета на проведение абортов, поскольку в Ирландии ей было отказано, в частности, в необходимых ей медицинских услугах и психологической поддержке; что она была вынуждена выбирать между продолжением вынашивания умирающего плода и прерыванием беременности за рубежом; и поскольку она стала жертвой усиленной стигматизации. Государство-участник отклоняет утверждение автора, в частности, доводами о том, что упомянутый запрет призван обеспечивать баланс между коллидирующими правами плода и женщины; что ее жизни ничто не угрожало; и что ни одно лицо или представитель государства не были причастны к каким-либо произвольным процессам принятия решений или "нарушениям", которые бы стали причиной жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения либо способствовали этому. Государство-участник также утверждает, что его законодательная база гарантирует права граждан на получение информации об услугах по проведению абортов за рубежом (пункт 7.3 Соображения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Автор утверждает, что стала жертвой жестокого, бесчеловечного и унижающего ее достоинство обращения вследствие законодательного запрета на проведение абортов, поскольку в Ирландии ей было отказано, в частности, в необходимых ей медицинских услугах и психологической поддержке; что она была вынуждена выбирать между продолжением вынашивания умирающего плода и прерыванием беременности за рубежом; и поскольку она стала жертвой усиленной стигматизации. Государство-участник отклоняет утверждение автора, в частности, доводами о том, что упомянутый запрет призван обеспечивать баланс между коллидирующими правами плода и женщины; что ее жизни ничто не угрожало; и что ни одно лицо или представитель государства не были причастны к каким-либо произвольным процессам принятия решений или "нарушениям", которые бы стали причиной жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения либо способствовали этому. Государство-участник также утверждает, что его законодательная база гарантирует права граждан на получение информации об услугах по проведению абортов за рубежом (пункт 7.3 Соображения).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Статья: Информационные права человека в международной системе прав человека
(Крикунова С.С.)
("Современное право", 2024, N 11)Принципиальное отличие российской концепции информационных прав человека от зарубежной концепции цифровых прав человека кроется в самом содержании таких прав. К информационным правам человека относится две категории прав: право на информацию и право на доступ к информации, тогда как к цифровым правам относится три категории прав: право на беспрепятственный доступ к сети Интернет (свободное выражение мнения и распространение информации посредством использования информационных технологий); право на забвение (право граждан обращаться к контрольным органам с запросом об исключении из результатов поиска неточной, заведомо ложной и неактуальной информации); защита персональных данных (право на неприкосновенность частной, семейной жизни, защита прав от вмешательства извне).
(Крикунова С.С.)
("Современное право", 2024, N 11)Принципиальное отличие российской концепции информационных прав человека от зарубежной концепции цифровых прав человека кроется в самом содержании таких прав. К информационным правам человека относится две категории прав: право на информацию и право на доступ к информации, тогда как к цифровым правам относится три категории прав: право на беспрепятственный доступ к сети Интернет (свободное выражение мнения и распространение информации посредством использования информационных технологий); право на забвение (право граждан обращаться к контрольным органам с запросом об исключении из результатов поиска неточной, заведомо ложной и неактуальной информации); защита персональных данных (право на неприкосновенность частной, семейной жизни, защита прав от вмешательства извне).
Статья: Пределы судебного контроля при обжаловании решений, действий и бездействия должностных лиц
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Относительно первого условия следует отметить, что, помимо проверки надлежащего статуса административного истца, оно воплощает идею о существовании некой области правоотношений, которые не ограничивают субъективные права участников гражданского оборота в принципе и не нарушают права истца в частности. Такой подход согласуется с идеей профессора Д.М. Чечота о выделении организационных действий (группа 4), а в современной литературе в качестве иллюстрации данной группы отношений анализируется норма Закона "О полиции" (п. 4 ст. 5), возлагающая обязанность на сотрудника полиции называть свою должность, звание, фамилию при обращении к гражданину, а также сообщать фамилию и цель обращения. По мнению Д.В. Осинцева неисполнение указанной обязанности никак не нарушает права гражданина, поскольку "норма обращена к должностному лицу, значит, такого рода отступление от правил регламентировано нормами не административного, а дисциплинарного права" <7>. Позволим себе не согласиться с такой точкой зрения, поскольку отсутствие персональной информации о должностном лице и тем более о цели обращения лишает гражданина возможности защищать свои права.
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Относительно первого условия следует отметить, что, помимо проверки надлежащего статуса административного истца, оно воплощает идею о существовании некой области правоотношений, которые не ограничивают субъективные права участников гражданского оборота в принципе и не нарушают права истца в частности. Такой подход согласуется с идеей профессора Д.М. Чечота о выделении организационных действий (группа 4), а в современной литературе в качестве иллюстрации данной группы отношений анализируется норма Закона "О полиции" (п. 4 ст. 5), возлагающая обязанность на сотрудника полиции называть свою должность, звание, фамилию при обращении к гражданину, а также сообщать фамилию и цель обращения. По мнению Д.В. Осинцева неисполнение указанной обязанности никак не нарушает права гражданина, поскольку "норма обращена к должностному лицу, значит, такого рода отступление от правил регламентировано нормами не административного, а дисциплинарного права" <7>. Позволим себе не согласиться с такой точкой зрения, поскольку отсутствие персональной информации о должностном лице и тем более о цели обращения лишает гражданина возможности защищать свои права.
Ситуация: Что делать, если шумят соседи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором. Так, для защиты своих прав гражданину следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором. Так, для защиты своих прав гражданину следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
Статья: Особенности защиты профессионального права на получение сведений, необходимых для оказания юридической помощи, по адвокатскому запросу
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Таким образом, законодательством был определен и механизм защиты права на адвокатский запрос. Однако надо обратить внимание, что законодательство отнесло защиту специального, профессионального права на адвокатский запрос к общей норме материального права, регулирующей защиту права на обращение граждан. Скачкова О.С. в своей статье "К вопросу о проблемах применения адвокатского запроса" <4> указывает, что "законодатель предусмотрел все возможное, чтобы использование адвокатского запроса для сбора информации в целях реализации функций защиты фактически было невозможно либо лишено смысла. Так, представляется, что в настоящее время адвокату для получения информации гораздо удобнее использовать институт обращения граждан (к примеру, направляя запрос от имени доверителя), так как юридическая сила обращений граждан, а также сроки их рассмотрения и ответственности за уклонение от ответа такие же, как у адвокатского запроса, а уровень ответственности за разглашение информации, доступ к которой является ограниченным, намного меньше". В данном случае автор вынужден согласиться с мнением Скачковой О.С., так как законодатель фактически отождествил механизм защиты специального права на адвокатский запрос с общим юридическим механизмом защиты права на обращение граждан, уравняв специального субъекта (адвоката) с обычным гражданином как в диспозиции, так и в санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Таким образом, законодательством был определен и механизм защиты права на адвокатский запрос. Однако надо обратить внимание, что законодательство отнесло защиту специального, профессионального права на адвокатский запрос к общей норме материального права, регулирующей защиту права на обращение граждан. Скачкова О.С. в своей статье "К вопросу о проблемах применения адвокатского запроса" <4> указывает, что "законодатель предусмотрел все возможное, чтобы использование адвокатского запроса для сбора информации в целях реализации функций защиты фактически было невозможно либо лишено смысла. Так, представляется, что в настоящее время адвокату для получения информации гораздо удобнее использовать институт обращения граждан (к примеру, направляя запрос от имени доверителя), так как юридическая сила обращений граждан, а также сроки их рассмотрения и ответственности за уклонение от ответа такие же, как у адвокатского запроса, а уровень ответственности за разглашение информации, доступ к которой является ограниченным, намного меньше". В данном случае автор вынужден согласиться с мнением Скачковой О.С., так как законодатель фактически отождествил механизм защиты специального права на адвокатский запрос с общим юридическим механизмом защиты права на обращение граждан, уравняв специального субъекта (адвоката) с обычным гражданином как в диспозиции, так и в санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 59-ФЗ субъектам Российской Федерации (далее - субъект РФ) предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии защиты права граждан на обращение, и эта возможность широко используется в ряде регионов. Например: Закон Санкт-Петербурга "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" <11>, устанавливающий Региональный день приема граждан, категории граждан, имеющих право на личный прием в первоочередном порядке, а также конкретизирующий средства доведения до сведения граждан информации о месте и времени проведения личного приема; Закон города Севастополя "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в городе Севастополе", в котором помимо выше обозначенных гарантий содержится право на получение устной, в том числе по телефону, информации о регистрации письменного обращения, должностном лице, которому поручено рассмотрение обращения, на возврат (по заявлению) приложенных к обращению документов, материалов или их копий, а также проставление на втором экземпляре письменного обращения штампа с указанием телефона для справок, даты получения, должности, фамилии, инициалов и подписи лица, принявшего письменное обращение <12>; Закон Воронежской области "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Воронежской области" <13>, предусматривающий право руководителя устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращений и многие другие.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 59-ФЗ субъектам Российской Федерации (далее - субъект РФ) предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии защиты права граждан на обращение, и эта возможность широко используется в ряде регионов. Например: Закон Санкт-Петербурга "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" <11>, устанавливающий Региональный день приема граждан, категории граждан, имеющих право на личный прием в первоочередном порядке, а также конкретизирующий средства доведения до сведения граждан информации о месте и времени проведения личного приема; Закон города Севастополя "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в городе Севастополе", в котором помимо выше обозначенных гарантий содержится право на получение устной, в том числе по телефону, информации о регистрации письменного обращения, должностном лице, которому поручено рассмотрение обращения, на возврат (по заявлению) приложенных к обращению документов, материалов или их копий, а также проставление на втором экземпляре письменного обращения штампа с указанием телефона для справок, даты получения, должности, фамилии, инициалов и подписи лица, принявшего письменное обращение <12>; Закон Воронежской области "О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Воронежской области" <13>, предусматривающий право руководителя устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращений и многие другие.
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)9. Закон ЯНАО от 02.09.2017 N 60-ЗАО "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Ямало-Ненецком автономном округе" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&.lmk_id=1&.nd=163107568&.mtelsearch= (дата обращения: 21.06.2021).
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)9. Закон ЯНАО от 02.09.2017 N 60-ЗАО "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Ямало-Ненецком автономном округе" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&.lmk_id=1&.nd=163107568&.mtelsearch= (дата обращения: 21.06.2021).
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Информационные технологии оказали существенное влияние на реализацию и защиту конституционных прав граждан, в частности права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане могут обращаться с жалобой в форме электронного документа, к которому могут прилагаться различные документы и материалы в электронной форме.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Информационные технологии оказали существенное влияние на реализацию и защиту конституционных прав граждан, в частности права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане могут обращаться с жалобой в форме электронного документа, к которому могут прилагаться различные документы и материалы в электронной форме.
Статья: Институт патронажа в российском законодательстве и в реформированном немецком законодательстве: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Когда распоряжения на случай болезни появятся в российском законодательстве, возможно, во многих из них полномочиями действовать в случае экстренной необходимости будут наделены супруги доверителей. Пока российское законодательство не продвинулось настолько далеко по пути защиты автономии пациента, сохраняет актуальность вопрос о праве супруга на получение медицинской информации. Согласно ч. 1 ст. 13 Основ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Согласно ч. 3 ст. 22 Основ в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Когда распоряжения на случай болезни появятся в российском законодательстве, возможно, во многих из них полномочиями действовать в случае экстренной необходимости будут наделены супруги доверителей. Пока российское законодательство не продвинулось настолько далеко по пути защиты автономии пациента, сохраняет актуальность вопрос о праве супруга на получение медицинской информации. Согласно ч. 1 ст. 13 Основ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Согласно ч. 3 ст. 22 Основ в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Статья: Информационно-аналитическая политика судебных органов (на примере разработки и реализации "Информационно-справочного комплекса" для сайта Конституционного Суда Российской Федерации)
(Антонов А.В., Болдинов Я.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Данная информация призвана снизить количество однотипных, малоперспективных, повторяющихся обращений. Одновременно она должна помочь гражданам в защите своих прав и в судах общей юрисдикции.
(Антонов А.В., Болдинов Я.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Данная информация призвана снизить количество однотипных, малоперспективных, повторяющихся обращений. Одновременно она должна помочь гражданам в защите своих прав и в судах общей юрисдикции.
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Необходимо обратить внимание на субъектный состав общественного контроля, который в соответствии со ст. 9 является исчерпывающим. Гражданин как самостоятельный субъект отсутствует в перечне, однако может принимать участие в осуществлении контроля через общественные объединения, в чем и проявляется воздействие на органы государственной власти. Вместе с тем данное положение не соответствует провозглашенному конституционному праву граждан на непосредственное участие в управлении делами государства, которое реализуется путем подачи обращений, содержащих просьбу о реализации, защите, восстановлении нарушенных прав. Данная информация может служить основанием для проведения надзорных, контрольных мероприятий с целью выявления и предотвращения правонарушений. Поэтому гарантии прав граждан на обращение повышает эффективность общественного контроля <10>.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Необходимо обратить внимание на субъектный состав общественного контроля, который в соответствии со ст. 9 является исчерпывающим. Гражданин как самостоятельный субъект отсутствует в перечне, однако может принимать участие в осуществлении контроля через общественные объединения, в чем и проявляется воздействие на органы государственной власти. Вместе с тем данное положение не соответствует провозглашенному конституционному праву граждан на непосредственное участие в управлении делами государства, которое реализуется путем подачи обращений, содержащих просьбу о реализации, защите, восстановлении нарушенных прав. Данная информация может служить основанием для проведения надзорных, контрольных мероприятий с целью выявления и предотвращения правонарушений. Поэтому гарантии прав граждан на обращение повышает эффективность общественного контроля <10>.