Запрос о предоставлении информации о бенефициарных владельцах
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос о предоставлении информации о бенефициарных владельцах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с участием в долевом строительстве, кадастровым учетом, банкротством, раскрытием информации: Организация (Должностное лицо организации) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение обязанностей по установлению и представлению информации о бенефициарных владельцах
(КонсультантПлюс, 2025)Организация приняла все зависящие от нее меры по установлению информации о своих бенефициарных владельцах (направила своим участникам запросы о предоставлении информации и получила от них отказ)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация приняла все зависящие от нее меры по установлению информации о своих бенефициарных владельцах (направила своим участникам запросы о предоставлении информации и получила от них отказ)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 857 "Банковская тайна" ГК РФ"При этом суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 15 октября 2015 г. N 499-П, отклонили доводы стороны ответчиков о непредоставлении АО "Россельхозбанк" К.К. как наследнику заемщика информации по поводу заключенного кредитного соглашения, поскольку для предоставления запрашиваемой информации банку в целях сохранения банковской тайны необходимо установить личность клиента, обращающегося за предоставлением информации, что требует личного обращения в банк клиента, либо его уполномоченного представителя; при этом ни К.К., ни его уполномоченный представитель лично в банк не обращались."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Необходимо отдельно проанализировать вопрос относительно правомерности запроса и представления информации о бенефициарных владельцах клиентов банков и выгодоприобретателей по банковским операциям, что является одним из вероятных позиций запроса американских властей.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Необходимо отдельно проанализировать вопрос относительно правомерности запроса и представления информации о бенефициарных владельцах клиентов банков и выгодоприобретателей по банковским операциям, что является одним из вероятных позиций запроса американских властей.
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 131
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)13. Лица, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)13. Лица, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Статья: Бизнес современной России: новые проблемы и пути их преодоления
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <24> организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных указанным Законом, указанные организации должны, в том числе под риском привлечения к административной ответственности, получить и представить Росфинмониторингу информацию о фактических (конечных) бенефициарах. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок представления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации - также представлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 2.3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <25>).
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <24> организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных указанным Законом, указанные организации должны, в том числе под риском привлечения к административной ответственности, получить и представить Росфинмониторингу информацию о фактических (конечных) бенефициарах. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок представления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации - также представлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 2.3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <25>).
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Положение Банка России от 20.09.2017 N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов" и др.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Положение Банка России от 20.09.2017 N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов" и др.
Вопрос: Каков порядок представления сообщений в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок предоставления кредитной организацией в Росфинмониторинг по его запросу информации об операциях клиентов кредитной организации, о бенефициарных владельцах клиентов кредитной организации, о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитной организации урегулирован Положением, утвержденным Банком России 20.09.2017 N 600-П.
(Консультация эксперта, 2025)Порядок предоставления кредитной организацией в Росфинмониторинг по его запросу информации об операциях клиентов кредитной организации, о бенефициарных владельцах клиентов кредитной организации, о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитной организации урегулирован Положением, утвержденным Банком России 20.09.2017 N 600-П.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<458> Положение Банка России от 20.09.2017 N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<458> Положение Банка России от 20.09.2017 N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов".
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы соблюдения банками требований российского законодательства
(Лаутс Е.Б.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Основной проблемой для российских банков видится то, что у них согласно ст. 6308 Закона могут быть запрошены сведения, подпадающие под различные режимы конфиденциальности информации (от банковской и коммерческой тайны до государственной тайны, а также будут являться персональными данными). В частности, это могут быть практически любые сведения как о клиенте, так и о его бенефициарных владельцах, информация об операциях по корреспондентским счетам, а также по счетам клиентов. При предоставлении запрашиваемых сведений российский банк рискует быть привлеченным к ответственности по российскому законодательству за передачу конфиденциальной информации неуполномоченным лицам <3>. В свою очередь, задержка или отказ в предоставлении сведений и/или документов чреваты для российских банков крайне негативными последствиями - от ежедневного списания существенного размера штрафа до прекращения американским банком корреспондентских отношений с российской кредитной организацией.
(Лаутс Е.Б.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Основной проблемой для российских банков видится то, что у них согласно ст. 6308 Закона могут быть запрошены сведения, подпадающие под различные режимы конфиденциальности информации (от банковской и коммерческой тайны до государственной тайны, а также будут являться персональными данными). В частности, это могут быть практически любые сведения как о клиенте, так и о его бенефициарных владельцах, информация об операциях по корреспондентским счетам, а также по счетам клиентов. При предоставлении запрашиваемых сведений российский банк рискует быть привлеченным к ответственности по российскому законодательству за передачу конфиденциальной информации неуполномоченным лицам <3>. В свою очередь, задержка или отказ в предоставлении сведений и/или документов чреваты для российских банков крайне негативными последствиями - от ежедневного списания существенного размера штрафа до прекращения американским банком корреспондентских отношений с российской кредитной организацией.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 года N 913 утверждены правила представления юридическими лицами такой информации. Так, сведения о бенефициарных владельцах нужно предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 года N 913 утверждены правила представления юридическими лицами такой информации. Так, сведения о бенефициарных владельцах нужно предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.