Запрет международного авиасообщения
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет международного авиасообщения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Костромского областного суда от 17.01.2024 по делу N 33-192/2024 (УИД 44RS0013-01-2022-000575-76)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор о реализации туристического продукта, но в связи с пандемией тур не состоялся. Истица заявляет, что ответчик предложил перенести денежные средства на бронирование другой заявки, истица новые заявки в установленный срок не бронировала, ее претензия о возврате уплаченных средств осталась без ответа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В связи с данными обстоятельствами реализация туристического продукта так и не состоялась. Данный отказ туриста от исполнения договора о реализации туристского продукта, которая должен состояться в период действия запрета международного авиасообщения, в условиях режима повышенной готовности, в связи с распространением коронавирусной инфекции, считается вынужденным.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор о реализации туристического продукта, но в связи с пандемией тур не состоялся. Истица заявляет, что ответчик предложил перенести денежные средства на бронирование другой заявки, истица новые заявки в установленный срок не бронировала, ее претензия о возврате уплаченных средств осталась без ответа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В связи с данными обстоятельствами реализация туристического продукта так и не состоялась. Данный отказ туриста от исполнения договора о реализации туристского продукта, которая должен состояться в период действия запрета международного авиасообщения, в условиях режима повышенной готовности, в связи с распространением коронавирусной инфекции, считается вынужденным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обращаем внимание, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа (Информация Минтранса России "О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обращаем внимание, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа (Информация Минтранса России "О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам").
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Анализ судебной практики показал, что суды в отдельных случаях склонны рассматривать коронавирусные ограничения в качестве непреодолимой силы. Так, в одном из дел суд указал, что "конечный результат по договору не достигнут по причинам, не зависящим ни от заказчика, ни от исполнителя, в связи с объявленной 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией новой коронавирусной инфекции, запретом международного авиасообщения" <58>. Предметом договора было предоставление консультационных и образовательных услуг за рубежом. Аналогичные тезисы выдвигались применительно к карантину, вводимому на территории Германии и КНР, в силу которого возникла временная невозможность поставок установок с завода-изготовителя <59>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Анализ судебной практики показал, что суды в отдельных случаях склонны рассматривать коронавирусные ограничения в качестве непреодолимой силы. Так, в одном из дел суд указал, что "конечный результат по договору не достигнут по причинам, не зависящим ни от заказчика, ни от исполнителя, в связи с объявленной 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией новой коронавирусной инфекции, запретом международного авиасообщения" <58>. Предметом договора было предоставление консультационных и образовательных услуг за рубежом. Аналогичные тезисы выдвигались применительно к карантину, вводимому на территории Германии и КНР, в силу которого возникла временная невозможность поставок установок с завода-изготовителя <59>.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)140. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)140. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 277-ФЗ
(ред. от 29.12.2017)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"б) в части 2 слова "и международных перевозок застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации" заменить словами "и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров,";
(ред. от 29.12.2017)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"б) в части 2 слова "и международных перевозок застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации" заменить словами "и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров,";
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Как отмечают отечественные юристы-международники, предпринимаемые ИКАО попытки обращения к экономическим вопросам международных воздушных перевозок (например, проведение всемирных авиатранспортных конференций) неизменно выливаются лишь в дискуссии, а рекомендации ИКАО общего характера не оказывают влияния на ситуацию на мировом рынке воздушных перевозок <24>. Практика ИКАО по разрешению различных споров и конфликтных ситуаций в сфере воздушного транспорта (например, разрешение Советом ИКАО межгосударственных споров о запрете на осуществление транзитных пролетов через территорию государства или рассмотрение Ассамблеей ИКАО вопросов о введении отдельными государствами односторонних ограничительных мер, касающихся коммерческой деятельности на воздушном транспорте) подтверждает высокую политизированность и низкую эффективность механизмов, предусмотренных Чикагской конвенцией <25>. Заявления же ИКАО о ее якобы ведущей роли в регулировании экономических аспектов международного воздушного транспорта и авиатранспортных услуг не основаны на реальной компетенции ИКАО, указанной в Чикагской конвенции, и, по словам М. Мильде, "создают впечатление, возможно подсознательное, конкуренции между ИКАО и ВТО" <26>.
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Как отмечают отечественные юристы-международники, предпринимаемые ИКАО попытки обращения к экономическим вопросам международных воздушных перевозок (например, проведение всемирных авиатранспортных конференций) неизменно выливаются лишь в дискуссии, а рекомендации ИКАО общего характера не оказывают влияния на ситуацию на мировом рынке воздушных перевозок <24>. Практика ИКАО по разрешению различных споров и конфликтных ситуаций в сфере воздушного транспорта (например, разрешение Советом ИКАО межгосударственных споров о запрете на осуществление транзитных пролетов через территорию государства или рассмотрение Ассамблеей ИКАО вопросов о введении отдельными государствами односторонних ограничительных мер, касающихся коммерческой деятельности на воздушном транспорте) подтверждает высокую политизированность и низкую эффективность механизмов, предусмотренных Чикагской конвенцией <25>. Заявления же ИКАО о ее якобы ведущей роли в регулировании экономических аспектов международного воздушного транспорта и авиатранспортных услуг не основаны на реальной компетенции ИКАО, указанной в Чикагской конвенции, и, по словам М. Мильде, "создают впечатление, возможно подсознательное, конкуренции между ИКАО и ВТО" <26>.
Вопрос: Правомерно ли требование о признании договора перевозки недействительным, если перевозчик привлек для исполнения договора третье лицо?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, запрета на привлечение перевозчиком третьих лиц для исполнения своих обязательств по договору перевозки не содержат. Принцип взаимозаменяемости перевозчиков закреплен и в нормах международного права. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (заключена в г. Гвадалахаре 18.09.1961), вступившая в силу для СССР 21.12.1983 и являющаяся составной частью правовой системы РФ - правопреемника СССР согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривает право перевозчика по договору уполномочить другое лицо (фактического перевозчика) осуществить перевозку.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, запрета на привлечение перевозчиком третьих лиц для исполнения своих обязательств по договору перевозки не содержат. Принцип взаимозаменяемости перевозчиков закреплен и в нормах международного права. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (заключена в г. Гвадалахаре 18.09.1961), вступившая в силу для СССР 21.12.1983 и являющаяся составной частью правовой системы РФ - правопреемника СССР согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривает право перевозчика по договору уполномочить другое лицо (фактического перевозчика) осуществить перевозку.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
Статья: К вопросу о разграничении контрмер и реторсий в современном международном праве
(Кривенкова М.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Как таковое право на введение реторсий в международном праве в целом и в праве международной ответственности в частности не закрепляется. Это, по всей видимости, связано с тем, что, как было отмечено, подобные действия рассматриваются как вполне законные по своему характеру, а значит, и не требуют своей дополнительной легализации <19>. А вот на национальном уровне реторсии получили регламентацию. В ст. 1194 Гражданского кодекса Российской Федерации <20> закреплено право Правительства РФ на введение ответных ограничений, именуемых в законе "реторсиями". Важным является указание в статье на их непременно ответный характер. При этом меры вводятся не в отношении целого государства, а в отношении имущественных и личных неимущественных прав частных лиц государств, ранее применивших ограничения в отношении таких же прав российских частных лиц. Данные меры носят частноправовой характер, а сами реторсии рассматриваются как институт международного частного права. Тем не менее, принимая во внимание то, что реторсии выходят далеко за рамки внутригосударственных отношений, являясь инструментом внешнеполитического давления, в науке международного права им также уделяется особое внимание. Так, в своем Информационном сообщении от 28 февраля 2022 г. Федеральное агентство воздушного транспорта РФ сообщило о введении ограничения на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств "в соответствии с нормами международного права, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов, эксплуатирующихся российскими авиаперевозчиками и/или зарегистрированных в России" <21>. Учитывая, что согласно ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. регулярные международные авиасообщения осуществляются только с согласия государства, над территорией которого осуществляется такое сообщение, введенные ограничения в отношении России являются, бесспорно, недружественным актом, но не противоречащим международному праву. Равно как и ответная реакция Российской Федерации на данные ограничительные меры <22>.
(Кривенкова М.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Как таковое право на введение реторсий в международном праве в целом и в праве международной ответственности в частности не закрепляется. Это, по всей видимости, связано с тем, что, как было отмечено, подобные действия рассматриваются как вполне законные по своему характеру, а значит, и не требуют своей дополнительной легализации <19>. А вот на национальном уровне реторсии получили регламентацию. В ст. 1194 Гражданского кодекса Российской Федерации <20> закреплено право Правительства РФ на введение ответных ограничений, именуемых в законе "реторсиями". Важным является указание в статье на их непременно ответный характер. При этом меры вводятся не в отношении целого государства, а в отношении имущественных и личных неимущественных прав частных лиц государств, ранее применивших ограничения в отношении таких же прав российских частных лиц. Данные меры носят частноправовой характер, а сами реторсии рассматриваются как институт международного частного права. Тем не менее, принимая во внимание то, что реторсии выходят далеко за рамки внутригосударственных отношений, являясь инструментом внешнеполитического давления, в науке международного права им также уделяется особое внимание. Так, в своем Информационном сообщении от 28 февраля 2022 г. Федеральное агентство воздушного транспорта РФ сообщило о введении ограничения на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств "в соответствии с нормами международного права, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов, эксплуатирующихся российскими авиаперевозчиками и/или зарегистрированных в России" <21>. Учитывая, что согласно ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. регулярные международные авиасообщения осуществляются только с согласия государства, над территорией которого осуществляется такое сообщение, введенные ограничения в отношении России являются, бесспорно, недружественным актом, но не противоречащим международному праву. Равно как и ответная реакция Российской Федерации на данные ограничительные меры <22>.