Выезд за пределы РФ сотрудника полиции

Подборка наиболее важных документов по запросу Выезд за пределы РФ сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""При этом суды обоснованно исходили из того, что причиной увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, является прямое игнорирование принятых на себя обязательств по службе, связанных с порядком выезда за пределы Российской Федерации. Факт выезда истца за пределы Российской Федерации без согласования с непосредственным руководителем и должностным лицом, принявшим решение о его допуске к государственной тайне, сокрытии информации о получении и использовании второго заграничного паспорта и места пребывания в период отпуска, расценен судами как пренебрежительное отношение к профессиональной чести, нарушение нравственно-этических требований, предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел, то есть, проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел."
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2021 N 88-18612/2021 по делу N 2-1872/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: По результатам служебной проверки установлено несоблюдение истцом требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.
Доводы кассационного представления о том, что факт нарушения Ч.П.И., контракт которого не предусматривал условия о его допуске к сведениям, содержащим охраняемую законом тайну, не содержал письменного согласия на ограничение его права на выезд за границу, служебной дисциплины, не свидетельствует о совершении им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, являются несостоятельными и противоречат установленным судами обстоятельствам при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Права и свободы: конституционное закрепление и законодательное ограничение
(Алексеева Л.А., Тропина Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 5)
Латентное противоречие положениям Конституции РФ содержится и в п. 2 ч. 1 ст. 13 и п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, допускающих увольнение сотрудников органов внутренних дел по основаниям, которые не имеют четко очерченных границ в действующем законодательстве, а предполагают расширительное толкование обозначенных пунктов закона, основанную на нем дефектную правоприменительную практику, влекущую произвольное ограничение конституционных прав и свобод сотрудников органов внутренних дел. В частности, руководством МВД РФ был введен ведомственный запрет в отношении сотрудников на выезд за пределы Российской Федерации в ряд стран, сам по себе нарушающий ст. 27 Конституции РФ. Данный запрет получил распространение не только на сотрудников, чья деятельность связана с допуском к режимным документам, но и на тех сотрудников, которые не имеют допуска ни к государственной, ни к служебной тайне, а соответственно, ограничение на выезд не обусловлено интересами обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нарушение данного запрета повлекло увольнения сотрудников по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ. Лица, не согласившиеся с увольнением и обратившиеся в судебные инстанции, не смогли восстановить свои нарушенные права, поскольку суды, ссылаясь на п. п. 2 и 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 342-ФЗ, констатировали, что сотрудник органов внутренних дел "обязан исполнять положения документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника" <10>. Безусловно, существование данного положения в действующем законодательстве является оправданным, однако в таком контексте должны быть также законодательно определены и пределы усмотрения руководства МВД РФ, ограничивающие права и обязанности сотрудников.
Вопрос: Пенсионное обеспечение постоянно проживающим в государствах, с которыми не заключены соглашения (договоры) по пенсионному обеспечению.
("Официальный сайт Минобороны России", 2020)
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) с 1 января 2015 г., гражданам, уволенным с военной службы, постоянно проживающим в государствах, с которыми не заключены соглашения (договоры) по пенсионному обеспечению, выплата пенсии производится военным комиссариатом на территории Российской Федерации, осуществлявшим пенсионное обеспечение гражданина до выезда за границу. В соответствии с указанным Федеральным законом право на получение пенсии имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства из числа военнослужащих и членов их семей, выехавшие на постоянное место жительства за границу с территории Российской Федерации и других государств, пенсии которым были назначены и выплачивались за счет средств Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Для получения пенсии, назначенной по нормам Закона N 4468-1, в адрес военного комиссариата представляется заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации, а также справка (оригинал) дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, подтверждающая постоянное место жительства гражданина за границей. Документы оформляются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации" (далее - Постановление). Для продолжения выплаты пенсии в соответствующий период в военный комиссариат, выплачивающий пенсию, ежегодно представляется документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться также путем его личной явки в дипломатическое представительство, консульское учреждение Российской Федерации Российской Федерации или в военный комиссариат. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386
(ред. от 24.03.2023)
"О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023)
2. Лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, выплата пенсий, назначенных в соответствии с федеральными законами "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением социальных пенсий) и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"
13. В Определении от 5 ноября 2015 года N 2500-О-Р Конституционный Суд уточнил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".