Зачисление штрафов
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачисление штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в незаконном перераспределении денежных средств с уплаты НДС на уплату доначисленных решением налогов, пеней и штрафов, и обязать налоговый орган зачислить денежные средства в счет уплаты НДС. Суд удовлетворил требование налогоплательщика, поскольку установил, что платежное поручение, в поле "Назначение платежа" которого указано "НДС", соответствует установленным требованиям, не содержит неточностей и неясностей, уплата спорной суммы налога была произведена налогоплательщиком в установленный законом срок. Суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для изменения назначения платежа и зачисления суммы НДС в счет погашения недоимки по решению, принятому по результатам выездной проверки, применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате иной задолженности по налогам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в незаконном перераспределении денежных средств с уплаты НДС на уплату доначисленных решением налогов, пеней и штрафов, и обязать налоговый орган зачислить денежные средства в счет уплаты НДС. Суд удовлетворил требование налогоплательщика, поскольку установил, что платежное поручение, в поле "Назначение платежа" которого указано "НДС", соответствует установленным требованиям, не содержит неточностей и неясностей, уплата спорной суммы налога была произведена налогоплательщиком в установленный законом срок. Суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для изменения назначения платежа и зачисления суммы НДС в счет погашения недоимки по решению, принятому по результатам выездной проверки, применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате иной задолженности по налогам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пени) за нарушение поставщиком обязательств по контрактам (договорам), подлежащим казначейскому сопровождению, и уплате налога на прибыль некоммерческими организациями.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 02-12-10/19628)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пени) за нарушение поставщиком обязательств по контрактам (договорам), подлежащим казначейскому сопровождению, и уплате налога на прибыль некоммерческими организациями.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 02-12-10/19628)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пени) за нарушение поставщиком обязательств по контрактам (договорам), подлежащим казначейскому сопровождению, и уплате налога на прибыль некоммерческими организациями.
Готовое решение: По каким КБК уплачиваются страховые взносы, штрафы и пени по ним (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1. КБК по страховым взносам, пеням и штрафам на ОПС, которые зачисляются в ПФР
(КонсультантПлюс, 2022)1. КБК по страховым взносам, пеням и штрафам на ОПС, которые зачисляются в ПФР
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.09.2007 N 557
(с изм. от 02.04.2008)
"О реструктуризации задолженности организаций, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, а также по начисленным пеням и штрафам"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. от 02.04.2008)
"О реструктуризации задолженности организаций, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, а также по начисленным пеням и штрафам"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)8. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению суммы административных штрафов, подлежащие в соответствии с настоящей статьей зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)8. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению суммы административных штрафов, подлежащие в соответствии с настоящей статьей зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Готовое решение: Какие возможны последствия для работодателя при необоснованном отказе в приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)штрафа согласно ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании (если обучение проводилось в пределах квоты и по образовательным программам высшего образования). Порядок выплаты указанного штрафа, определения его размера и зачисления в федеральный бюджет установлен п. п. 96 - 99, 101 - 105 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2024 N 555. Порядок выплаты штрафа, определения его размера и зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет определяют органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления (ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании). Для договоров о целевом обучении, заключенных до 1 мая 2024 г., выплата штрафа производится в соответствии с нормами Федерального закона N 273-ФЗ до внесения изменений Федеральным законом N 124-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона N 124-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)штрафа согласно ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании (если обучение проводилось в пределах квоты и по образовательным программам высшего образования). Порядок выплаты указанного штрафа, определения его размера и зачисления в федеральный бюджет установлен п. п. 96 - 99, 101 - 105 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2024 N 555. Порядок выплаты штрафа, определения его размера и зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет определяют органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления (ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании). Для договоров о целевом обучении, заключенных до 1 мая 2024 г., выплата штрафа производится в соответствии с нормами Федерального закона N 273-ФЗ до внесения изменений Федеральным законом N 124-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона N 124-ФЗ).
Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Датой платежа штрафов по ДПМ ВИЭ за расчетный месяц является 21-е число месяца, следующего за расчетным. Начиная с указанной даты платежа АО "ЦФР" включает в Сводный реестр платежей суммы штрафов с учетом порядка и очередности осуществления платежей и передает Сводный реестр платежей в уполномоченную кредитную организацию. Оплата штрафа осуществляется путем безакцептного списания/зачисления денежных средств с торгового счета стороны договора на торговый счет другой стороны ДПМ ВИЭ.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Датой платежа штрафов по ДПМ ВИЭ за расчетный месяц является 21-е число месяца, следующего за расчетным. Начиная с указанной даты платежа АО "ЦФР" включает в Сводный реестр платежей суммы штрафов с учетом порядка и очередности осуществления платежей и передает Сводный реестр платежей в уполномоченную кредитную организацию. Оплата штрафа осуществляется путем безакцептного списания/зачисления денежных средств с торгового счета стороны договора на торговый счет другой стороны ДПМ ВИЭ.
Статья: Системные изменения валютного регулирования в период 2022 - 2025 гг.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Новые правила внесли не только ужесточения, но и послабления. Например, освобождены от ответственности нарушения, вызванные ограничительными мерами по законодательству иных стран, а также специальное правило, позволяющее полностью освободить операцию от штрафа до 40% за незаконное зачисление средств на иностранный банковский счет, если резидент успевает в течение 45 дней перечислить полученные средства в Россию (Федеральные законы от 13.07.2022 N 235-ФЗ, от 20.07.2020 N 218-ФЗ). С учетом практики актуальной работы с нерезидентами вне РФ иногда иным образом исполнить законодательство РФ может быть просто невозможно.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Новые правила внесли не только ужесточения, но и послабления. Например, освобождены от ответственности нарушения, вызванные ограничительными мерами по законодательству иных стран, а также специальное правило, позволяющее полностью освободить операцию от штрафа до 40% за незаконное зачисление средств на иностранный банковский счет, если резидент успевает в течение 45 дней перечислить полученные средства в Россию (Федеральные законы от 13.07.2022 N 235-ФЗ, от 20.07.2020 N 218-ФЗ). С учетом практики актуальной работы с нерезидентами вне РФ иногда иным образом исполнить законодательство РФ может быть просто невозможно.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Административные штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения, поступают в доходы региональных бюджетов по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта РФ), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, и, соответственно, в настоящее время являются источником формирования дорожных фондов субъектов РФ. В этом законодательном механизме прослеживается законодательное исключение из основного принципа зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами, согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф. Основываясь на указанном законодательном решении, Минфин России и МВД России в совместных письмах предлагают субъектам РФ осуществлять за счет бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, а также возникающие при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов за указанные нарушения <34>. Еще до таких писем субъекты РФ формировали данные расходные обязательства <35>, неисполнение которых влекло взыскание указанных расходов в судебном порядке с бюджета субъекта РФ <36>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Административные штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения, поступают в доходы региональных бюджетов по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта РФ), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, и, соответственно, в настоящее время являются источником формирования дорожных фондов субъектов РФ. В этом законодательном механизме прослеживается законодательное исключение из основного принципа зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами, согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф. Основываясь на указанном законодательном решении, Минфин России и МВД России в совместных письмах предлагают субъектам РФ осуществлять за счет бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, а также возникающие при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов за указанные нарушения <34>. Еще до таких писем субъекты РФ формировали данные расходные обязательства <35>, неисполнение которых влекло взыскание указанных расходов в судебном порядке с бюджета субъекта РФ <36>.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Другой признак гражданско-правовой ответственности заключается в ее субъектном составе: это всегда ответственность правонарушителя перед потерпевшим, вытекающая из договорного или внедоговорного обязательства. В результате привлечения правонарушителя к гражданско-правовой ответственности происходит восстановление имущественной сферы потерпевшего. Тем самым данная ответственность отличается от уголовной и административной, для которых характерно взыскание имущества и штрафов, подлежащих зачислению в доход государства.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Другой признак гражданско-правовой ответственности заключается в ее субъектном составе: это всегда ответственность правонарушителя перед потерпевшим, вытекающая из договорного или внедоговорного обязательства. В результате привлечения правонарушителя к гражданско-правовой ответственности происходит восстановление имущественной сферы потерпевшего. Тем самым данная ответственность отличается от уголовной и административной, для которых характерно взыскание имущества и штрафов, подлежащих зачислению в доход государства.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Статья: Розничный инвестор на рынке ценных бумаг: договор с брокером
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Все брокеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций, объединяющих брокеров (далее - СРО). В настоящее время в России действуют две такие СРО: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА). В каждой СРО есть процедуры работы с жалобами клиентов на действия членов этих СРО. Однако вероятность удовлетворения требования клиента незначительна, так как СРО находится в понятном конфликте интересов "в пользу профучастника" <39>. В худшем для профучастника случае его оштрафуют. Но сумма штрафа будет зачислена в пользу СРО, а не пострадавшего клиента брокера.
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Все брокеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций, объединяющих брокеров (далее - СРО). В настоящее время в России действуют две такие СРО: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА). В каждой СРО есть процедуры работы с жалобами клиентов на действия членов этих СРО. Однако вероятность удовлетворения требования клиента незначительна, так как СРО находится в понятном конфликте интересов "в пользу профучастника" <39>. В худшем для профучастника случае его оштрафуют. Но сумма штрафа будет зачислена в пользу СРО, а не пострадавшего клиента брокера.