За коррупционные правонарушения юридические лица привлекаются
Подборка наиболее важных документов по запросу За коррупционные правонарушения юридические лица привлекаются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФ"Из приведенного нормативного регулирования следует, что круг лиц, который может быть привлечен к ответственности за совершение коррупции, не определяется каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении тем или иным физическим либо юридическим лицом коррупционного правонарушения. Не содержится таких ограничений и в положениях подп. 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФ"Из приведенного нормативного регулирования следует, что круг физических и юридических лиц, который может быть привлечен к ответственности за совершение коррупции, не определяется в системе действующего законодательства Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении тем или иным физическим либо юридическим лицом коррупционного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Важно отметить, что практика привлечения юридических лиц по ст. 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица") доказывает эффективность административной ответственности в борьбе с коррупционными проявлениями. В 2022 г. сумма штрафов, наложенных на юридических лиц за совершение коррупционных административных правонарушений, превысила миллиард рублей. Юридические лица в основном привлекаются за коммерческий подкуп, связанный с заключением и исполнением государственных (муниципальных) контрактов, а также выполнением уполномоченными органами контрольных и разрешительных функций. Административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ исключает их участие в государственных (муниципальных) закупках в течение двух лет.
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Важно отметить, что практика привлечения юридических лиц по ст. 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица") доказывает эффективность административной ответственности в борьбе с коррупционными проявлениями. В 2022 г. сумма штрафов, наложенных на юридических лиц за совершение коррупционных административных правонарушений, превысила миллиард рублей. Юридические лица в основном привлекаются за коммерческий подкуп, связанный с заключением и исполнением государственных (муниципальных) контрактов, а также выполнением уполномоченными органами контрольных и разрешительных функций. Административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ исключает их участие в государственных (муниципальных) закупках в течение двух лет.
Статья: Об уголовной ответственности юридических лиц в Республике Узбекистан
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<13> См., например: Исмаилов Б.И., Насриев И.И. Правовые основы привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения в зарубежных странах: Учебное пособие. Ташкент, 2020.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<13> См., например: Исмаилов Б.И., Насриев И.И. Правовые основы привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения в зарубежных странах: Учебное пособие. Ташкент, 2020.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
"Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)В целях реализации международных обязательств, принятых Российской Федерацией при ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН; вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.), а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (принята в г. Страсбурге 27 января 1999 г.; вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 г.), в ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплены требования, согласно которым в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1); применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (ч. 2); данные положения распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 3).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)В целях реализации международных обязательств, принятых Российской Федерацией при ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН; вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.), а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (принята в г. Страсбурге 27 января 1999 г.; вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 г.), в ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплены требования, согласно которым в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1); применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (ч. 2); данные положения распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Статья: Публичные органы власти в Российской Федерации и зарубежных странах
(Мигачев Ю.И., Поляков М.М., Чекмарев Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Концепция прозрачности публичного управления напрямую связана с вопросами публичного и общественного контроля. В Китайской Народной Республике публичный контроль напрямую связан с борьбой с коррупцией. На местном уровне специальные комитеты могут проводить дознание для установления фактов коррупционных правонарушений, а в дальнейшем, при установлении виновности лица, привлечь его к ответственности.
(Мигачев Ю.И., Поляков М.М., Чекмарев Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Концепция прозрачности публичного управления напрямую связана с вопросами публичного и общественного контроля. В Китайской Народной Республике публичный контроль напрямую связан с борьбой с коррупцией. На местном уровне специальные комитеты могут проводить дознание для установления фактов коррупционных правонарушений, а в дальнейшем, при установлении виновности лица, привлечь его к ответственности.
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Албании
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Так, ст. 18 этой Конвенции устанавливает, что каждая страна - участник Конвенции принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с данной Конвенцией и совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе:
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Так, ст. 18 этой Конвенции устанавливает, что каждая страна - участник Конвенции принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с данной Конвенцией и совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе:
Статья: Действия прокурорского работника при коррупционных ситуациях
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В тех случаях, когда представитель юридического лица проигнорировал разъяснения прокурора, продолжает высказывать коррупционные предложения, возможна и постановка вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В тех случаях, когда представитель юридического лица проигнорировал разъяснения прокурора, продолжает высказывать коррупционные предложения, возможна и постановка вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Российское национальное законодательство предусматривает юридическую ответственность организаций за коррупционные правонарушения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если от имени или в интересах данного лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для проявления коррупции. В ней также закреплено, что применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к организации не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо и наоборот.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Российское национальное законодательство предусматривает юридическую ответственность организаций за коррупционные правонарушения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если от имени или в интересах данного лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для проявления коррупции. В ней также закреплено, что применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к организации не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо и наоборот.
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Таким образом, круг физических и юридических лиц, который может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, не определяется в системе действующего законодательства Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении тем или иным лицом коррупционного правонарушения.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Таким образом, круг физических и юридических лиц, который может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, не определяется в системе действующего законодательства Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении тем или иным лицом коррупционного правонарушения.
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)<16> См.: Указание Генпрокуратуры России от 14 мая 2019 г. N 341/86 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления" // Законность. 2019. N 6.
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)<16> См.: Указание Генпрокуратуры России от 14 мая 2019 г. N 341/86 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления" // Законность. 2019. N 6.
Статья: Неотвратимость уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления
(Жестеров П.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)В-третьих, при конструировании признаков коррупционных преступлений, к ответственности за которые будут привлекаться юридические лица, необходимо помнить и о посягательстве, предусмотренном в административном законодательстве - в ст. 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). В этой связи потребуется решение вопросов о разграничении преступления и административного правонарушения, а также возможной административной преюдиции.
(Жестеров П.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)В-третьих, при конструировании признаков коррупционных преступлений, к ответственности за которые будут привлекаться юридические лица, необходимо помнить и о посягательстве, предусмотренном в административном законодательстве - в ст. 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). В этой связи потребуется решение вопросов о разграничении преступления и административного правонарушения, а также возможной административной преюдиции.
Статья: Казахстан на пороге принятия решения об уголовной ответственности юридических лиц
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 2)"...1) наносимый юридическими лицами ущерб государству непропорционален возможности его возмещения. В 2010 г. за совершение административных правонарушений привлечено почти 55 тысяч юридических лиц. Ущерб, причиненный ими, составил 139 млрд тенге, возмещено же 70 млрд тенге. При наличии института уголовной ответственности юридических лиц ущерб потерпевшим возмещался бы за счет имущества организаций;
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 2)"...1) наносимый юридическими лицами ущерб государству непропорционален возможности его возмещения. В 2010 г. за совершение административных правонарушений привлечено почти 55 тысяч юридических лиц. Ущерб, причиненный ими, составил 139 млрд тенге, возмещено же 70 млрд тенге. При наличии института уголовной ответственности юридических лиц ущерб потерпевшим возмещался бы за счет имущества организаций;
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Изменениями, введенными в 2022 г., также определены основания, устанавливающие ответственность (как уголовную, так и иную) юридического лица за совершение коррупционных нарушений, направленных на профилактику действий такого лица, порождающих рассматриваемые правонарушения.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Изменениями, введенными в 2022 г., также определены основания, устанавливающие ответственность (как уголовную, так и иную) юридического лица за совершение коррупционных нарушений, направленных на профилактику действий такого лица, порождающих рассматриваемые правонарушения.
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.