Выкуп земельного участка под линейными объектами
Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка под линейными объектами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.09.2023 N 66а-1176/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000056-75)
Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 20.04.2023 об отказе в признании не действующим в части генерального плана городского округа город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 N 404 (в редакции решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 N 262).По мнению административного истца, данное обстоятельство в случае реализации градостроительных решений при строительстве линейного объекта с изъятием части земельного участка для государственных нужд повлечет причинение Обществу убытков, связанных с занижением выкупной цены.
Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 20.04.2023 об отказе в признании не действующим в части генерального плана городского округа город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 N 404 (в редакции решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 N 262).По мнению административного истца, данное обстоятельство в случае реализации градостроительных решений при строительстве линейного объекта с изъятием части земельного участка для государственных нужд повлечет причинение Обществу убытков, связанных с занижением выкупной цены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли собственник линейного объекта выкупить публичный земельный участок под этим объектом
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли собственник линейного объекта выкупить публичный земельный участок под этим объектом
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)У такого "публичного сервитута" появилось управомоченное лицо, а сам он приобрел черты субъективного права, хотя теперь он служит обеспечению уже не публичных, а частных интересов своих субъектов - "оптимизации" издержек владельцев линейных объектов (которые при установлении обычного сервитута или выкупе земельного участка у собственника переложили бы свои расходы на потребителей своих услуг, что привело бы к неизбежному росту цен и тарифов на них).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)У такого "публичного сервитута" появилось управомоченное лицо, а сам он приобрел черты субъективного права, хотя теперь он служит обеспечению уже не публичных, а частных интересов своих субъектов - "оптимизации" издержек владельцев линейных объектов (которые при установлении обычного сервитута или выкупе земельного участка у собственника переложили бы свои расходы на потребителей своих услуг, что привело бы к неизбежному росту цен и тарифов на них).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Общество направило Д. межевые планы на раздел принадлежащих ему земельных участков с целью заключения долгосрочных договоров аренды земельных участков под каждой опорой. Д. отказался согласовать межевые планы, указав на необходимость рассмотрения вариантов аренды или выкупа земельных участков, не только занятых опорами, но и включающих охранную зону линии электропередач энергообъекта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Общество направило Д. межевые планы на раздел принадлежащих ему земельных участков с целью заключения долгосрочных договоров аренды земельных участков под каждой опорой. Д. отказался согласовать межевые планы, указав на необходимость рассмотрения вариантов аренды или выкупа земельных участков, не только занятых опорами, но и включающих охранную зону линии электропередач энергообъекта.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков, - в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков, - в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
Статья: Ежегодная научная конференция центра частного права
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Но земельное законодательство предусматривает странные юридические конструкции, которые только по названию (форме) напоминают частноправовые категории. Так, "публичный сервитут" - это по сути косвенное изъятие земельного участка без согласия частного собственника. Инициатором его установления является даже не региональный орган публичной власти, а компания - владелец "линейных объектов", которая не хочет выкупать земельные участки для эксплуатации своего объекта, и просит этот орган установить сервитут. При этом собственникам земельных участков предлагается обращаться в суд и спорить по этому поводу. Другой пример - предусмотренный законодательством договор о комплексном развитии территорий, который заключает потенциальный правообладатель земельного участка с органом публичной власти, утверждающим программу комплексного развития территории. Договор является возмездным, и по этому договору коммерсант договаривается с органом публичной власти об осуществлении им своих публичных функций, что создает почву для коррупциогенности.
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Но земельное законодательство предусматривает странные юридические конструкции, которые только по названию (форме) напоминают частноправовые категории. Так, "публичный сервитут" - это по сути косвенное изъятие земельного участка без согласия частного собственника. Инициатором его установления является даже не региональный орган публичной власти, а компания - владелец "линейных объектов", которая не хочет выкупать земельные участки для эксплуатации своего объекта, и просит этот орган установить сервитут. При этом собственникам земельных участков предлагается обращаться в суд и спорить по этому поводу. Другой пример - предусмотренный законодательством договор о комплексном развитии территорий, который заключает потенциальный правообладатель земельного участка с органом публичной власти, утверждающим программу комплексного развития территории. Договор является возмездным, и по этому договору коммерсант договаривается с органом публичной власти об осуществлении им своих публичных функций, что создает почву для коррупциогенности.
Вопрос: Каковы требования к проектно-сметной документации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков, - в случаях, установленных законодательством РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков, - в случаях, установленных законодательством РФ;
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Учитывая, что сегодня в Российской Федерации имеется реальная возможность размещения ЛО на участке или участках, принадлежащих одному (публичному) собственнику <1>, и что закон допускает возможность размещения ЛО вообще без создания земельного участка, есть основания обсудить исторически, видимо, уникальную ситуацию размещения линейного объекта на одном участке, в любом случае все же как частный вариант прав на ЛО.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Учитывая, что сегодня в Российской Федерации имеется реальная возможность размещения ЛО на участке или участках, принадлежащих одному (публичному) собственнику <1>, и что закон допускает возможность размещения ЛО вообще без создания земельного участка, есть основания обсудить исторически, видимо, уникальную ситуацию размещения линейного объекта на одном участке, в любом случае все же как частный вариант прав на ЛО.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ закрепляет, что решение об их изъятии принимается в отношении всех таких объектов, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. То есть собственники сооружений на выкупаемом земельном участке должны сохранять свое право собственности на те сооружения, которые не мешают удовлетворить публичный интерес. Однако, как показывает судебная практика, этот критерий не всегда выполняется.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ закрепляет, что решение об их изъятии принимается в отношении всех таких объектов, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. То есть собственники сооружений на выкупаемом земельном участке должны сохранять свое право собственности на те сооружения, которые не мешают удовлетворить публичный интерес. Однако, как показывает судебная практика, этот критерий не всегда выполняется.