Возмещение ущерба причиненного коррупционными преступлениями
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение ущерба причиненного коррупционными преступлениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В решении коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.03.2024 "Об итогах работы органов прокуратуры за 2023 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2024 год" <9> в качестве одного из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов обозначен вопрос возмещения ущерба, причиненного преступлениями. В п. 2.24 решения коллегии отмечено о необходимости выработки дополнительных мер по активизации деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности и в налоговой сфере.
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В решении коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.03.2024 "Об итогах работы органов прокуратуры за 2023 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2024 год" <9> в качестве одного из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов обозначен вопрос возмещения ущерба, причиненного преступлениями. В п. 2.24 решения коллегии отмечено о необходимости выработки дополнительных мер по активизации деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности и в налоговой сфере.
Статья: Материальные нормы о гражданско-правовой ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера в законодательстве России и Беларуси
(Резюк В.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 1)<14> О возмещении ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, конфискации имущества и обеспечении исполнения иных имущественных взысканий // Администрация Багратионовского муниципального округа. 2018. 21 марта. URL: https://bagrationovsk.gov39.ru/toiv/?ELEMENT_ID=12882 (дата обращения: 30.12.2021).
(Резюк В.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 1)<14> О возмещении ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, конфискации имущества и обеспечении исполнения иных имущественных взысканий // Администрация Багратионовского муниципального округа. 2018. 21 марта. URL: https://bagrationovsk.gov39.ru/toiv/?ELEMENT_ID=12882 (дата обращения: 30.12.2021).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 12
"О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)"В силу статей 104.2 и 104.3 УК РФ при наличии к тому оснований судам необходимо решать вопросы, связанные с конфискацией денежной суммы взамен имущества вследствие его использования, продажи или по иной причине, с учетом установленной законом первоочередности возмещения ущерба, причиненного законному владельцу.
"О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)"В силу статей 104.2 и 104.3 УК РФ при наличии к тому оснований судам необходимо решать вопросы, связанные с конфискацией денежной суммы взамен имущества вследствие его использования, продажи или по иной причине, с учетом установленной законом первоочередности возмещения ущерба, причиненного законному владельцу.
Статья: Стратегия экономической безопасности Российской Федерации: правоохранительная деятельность и законодательный процесс
(Сычев П.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)- предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение".
(Сычев П.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)- предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение".
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Между тем прекращение отношений с Советом Европы в области противодействия коррупции не снизило активность органов публичной власти Российской Федерации в достижении целей минимизации воздействия коррупции на жизнедеятельность государства. В этой связи следует отметить, что среди задач достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности выделяются такие, как предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. N 27 (часть II). Ст. 5351).
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Между тем прекращение отношений с Советом Европы в области противодействия коррупции не снизило активность органов публичной власти Российской Федерации в достижении целей минимизации воздействия коррупции на жизнедеятельность государства. В этой связи следует отметить, что среди задач достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности выделяются такие, как предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. N 27 (часть II). Ст. 5351).
Статья: К вопросу о возможности признания малозначительным деянием хищения с использованием своего служебного положения
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Аналогичного мнения придерживаются и государственные обвинители. Так, по делу Т., по поручению которой бухгалтер учреждения перевела 17 тыс. руб. для оплаты административного штрафа, наложенного на Т., государственный обвинитель выступил против признания совершенного Т. деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, малозначительным, обосновывая это следующим. Т. обвинялась в совершении трех тяжких коррупционных преступлений, посягающих на основы государственной власти, нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных образований, подрывая их авторитет, деформируя правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных интересов незаконными способами, что указывает на повышенную социальную опасность совершенных деяний. Однако суд указал, что действия, совершенные Т., хотя формально и содержат признаки запрещенных уголовным законом деяний, но в силу их малозначительности (возмещение причиненного ущерба до возбуждения уголовного дела, отсутствие существенного вреда, способа совершения преступления, мотива и цели) не представляют общественной опасности, в связи с чем выводы суда первой инстанции о малозначительности деяния и прекращении уголовного дела являются правильными <10>.
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Аналогичного мнения придерживаются и государственные обвинители. Так, по делу Т., по поручению которой бухгалтер учреждения перевела 17 тыс. руб. для оплаты административного штрафа, наложенного на Т., государственный обвинитель выступил против признания совершенного Т. деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, малозначительным, обосновывая это следующим. Т. обвинялась в совершении трех тяжких коррупционных преступлений, посягающих на основы государственной власти, нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных образований, подрывая их авторитет, деформируя правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных интересов незаконными способами, что указывает на повышенную социальную опасность совершенных деяний. Однако суд указал, что действия, совершенные Т., хотя формально и содержат признаки запрещенных уголовным законом деяний, но в силу их малозначительности (возмещение причиненного ущерба до возбуждения уголовного дела, отсутствие существенного вреда, способа совершения преступления, мотива и цели) не представляют общественной опасности, в связи с чем выводы суда первой инстанции о малозначительности деяния и прекращении уголовного дела являются правильными <10>.
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Через десять лет органы прокуратуры достигли впечатляющих успехов. В 2021 г. прокуроры в порядке Федерального закона N 230-ФЗ предъявили в суды 74 исковых заявления об обращении в доход Российской Федерации имущества и ценностей. Как заявил Генеральный прокурор РФ, впервые сумма добровольно возмещенного, арестованного, изъятого у коррупционеров имущества, ценностей (более 54 млрд руб.) превысила официально установленную сумму причиненного ущерба по коррупционным преступлениям.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Через десять лет органы прокуратуры достигли впечатляющих успехов. В 2021 г. прокуроры в порядке Федерального закона N 230-ФЗ предъявили в суды 74 исковых заявления об обращении в доход Российской Федерации имущества и ценностей. Как заявил Генеральный прокурор РФ, впервые сумма добровольно возмещенного, арестованного, изъятого у коррупционеров имущества, ценностей (более 54 млрд руб.) превысила официально установленную сумму причиненного ущерба по коррупционным преступлениям.
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Глава о конфискации имущества как об иной мере состоит из трех статей, в которые за период с 27 июля 2006 г. по настоящее время внесены изменения более чем 20 федеральными законами, направленными на расширение этой меры и устранение противоречий с уголовно-процессуальным законодательством. Законодатель специально обратил внимание правоприменителя на необходимость возмещения причиненного преступлением ущерба (ст. 104.3 УК РФ). Однако, согласно новейшим исследованиям, "в масштабах Российской Федерации ущерб от коррупционных преступлений измеряется десятками миллиардов рублей. При этом размер добровольно погашаемого ущерба не превышает 10%" <17>. Тем не менее конфискация имущества ежегодно применяется к менее чем 5% осужденных за коррупционные преступления. В целом эффективность всех наказаний за коррупционные преступления достаточно низка, и, в частности, современная конфискация имущества не сравнима с конфискацией имущества как видом наказания, что практически единодушно отмечается специалистами-правоведами <18>. Ситуация несколько улучшилась в 2021 г., когда применение конфискации имущества по сравнению с 2020 г. выросло на 32%, но 60% из 3 463 случаев ее назначения приходится на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, причем конфискации подлежат в основном орудия совершения преступления, а не преступные доходы <19>. Характерным и типичным примером иллюзорности результативности этой меры в качестве иной служит дело бывшего министра экономического развития России А.В. Улюкаева, осужденного за получение взятки к восьми годам лишения свободы и штрафу в размере 130 млн руб. После выплаты штрафа его имущество, арестованное в целях обеспечения возможной конфискации, было ему возвращено. Стоимость возвращенного имущества (более 10 объектов недвижимости, многомиллионные валютные и рублевые счета и т.д.) с лихвой компенсировала его наказание и никак не сказалась на финансовом благополучии коррупционера <20>.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Глава о конфискации имущества как об иной мере состоит из трех статей, в которые за период с 27 июля 2006 г. по настоящее время внесены изменения более чем 20 федеральными законами, направленными на расширение этой меры и устранение противоречий с уголовно-процессуальным законодательством. Законодатель специально обратил внимание правоприменителя на необходимость возмещения причиненного преступлением ущерба (ст. 104.3 УК РФ). Однако, согласно новейшим исследованиям, "в масштабах Российской Федерации ущерб от коррупционных преступлений измеряется десятками миллиардов рублей. При этом размер добровольно погашаемого ущерба не превышает 10%" <17>. Тем не менее конфискация имущества ежегодно применяется к менее чем 5% осужденных за коррупционные преступления. В целом эффективность всех наказаний за коррупционные преступления достаточно низка, и, в частности, современная конфискация имущества не сравнима с конфискацией имущества как видом наказания, что практически единодушно отмечается специалистами-правоведами <18>. Ситуация несколько улучшилась в 2021 г., когда применение конфискации имущества по сравнению с 2020 г. выросло на 32%, но 60% из 3 463 случаев ее назначения приходится на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, причем конфискации подлежат в основном орудия совершения преступления, а не преступные доходы <19>. Характерным и типичным примером иллюзорности результативности этой меры в качестве иной служит дело бывшего министра экономического развития России А.В. Улюкаева, осужденного за получение взятки к восьми годам лишения свободы и штрафу в размере 130 млн руб. После выплаты штрафа его имущество, арестованное в целях обеспечения возможной конфискации, было ему возвращено. Стоимость возвращенного имущества (более 10 объектов недвижимости, многомиллионные валютные и рублевые счета и т.д.) с лихвой компенсировала его наказание и никак не сказалась на финансовом благополучии коррупционера <20>.
Статья: Казахстан на пороге принятия решения об уголовной ответственности юридических лиц
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 2)"...1) наносимый юридическими лицами ущерб государству непропорционален возможности его возмещения. В 2010 г. за совершение административных правонарушений привлечено почти 55 тысяч юридических лиц. Ущерб, причиненный ими, составил 139 млрд тенге, возмещено же 70 млрд тенге. При наличии института уголовной ответственности юридических лиц ущерб потерпевшим возмещался бы за счет имущества организаций;
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 2)"...1) наносимый юридическими лицами ущерб государству непропорционален возможности его возмещения. В 2010 г. за совершение административных правонарушений привлечено почти 55 тысяч юридических лиц. Ущерб, причиненный ими, составил 139 млрд тенге, возмещено же 70 млрд тенге. При наличии института уголовной ответственности юридических лиц ущерб потерпевшим возмещался бы за счет имущества организаций;
Статья: Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Несмотря на санитарно-эпидемиологические и административные ограничения, введенные после начала пандемии коронавируса, количество коррупционных преступлений остается значительным. За 10 месяцев 2020 года зарегистрировано 27,5 тыс. таких преступлений (-0,3% к АППГ) и выявлено более 14,1 тыс. лиц (+5,2%), их совершивших. Наибольшее их число совершено в Центральном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее - в Дальневосточном. Размер причиненного ими материального ущерба превысил 54 млрд руб., из которых добровольно возмещено лишь 7,3 млрд, или 13,6% <4>.
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Несмотря на санитарно-эпидемиологические и административные ограничения, введенные после начала пандемии коронавируса, количество коррупционных преступлений остается значительным. За 10 месяцев 2020 года зарегистрировано 27,5 тыс. таких преступлений (-0,3% к АППГ) и выявлено более 14,1 тыс. лиц (+5,2%), их совершивших. Наибольшее их число совершено в Центральном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее - в Дальневосточном. Размер причиненного ими материального ущерба превысил 54 млрд руб., из которых добровольно возмещено лишь 7,3 млрд, или 13,6% <4>.
Статья: Хищения в бюджетной сфере как объект криминалистического исследования
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в июле 2021 г. Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <3> (далее - Стратегия). В соответствии с этим важнейшим нормативным доктринальным документом достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, ориентированной в числе прочего на решение задач предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещения ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышения уровня ответственности за их совершение.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в июле 2021 г. Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <3> (далее - Стратегия). В соответствии с этим важнейшим нормативным доктринальным документом достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, ориентированной в числе прочего на решение задач предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещения ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышения уровня ответственности за их совершение.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Наряду с этим прокуроры активно реализовывали полномочия по возмещению причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями ущерба в рамках гражданского и административного судопроизводства, направлено 631 заявление (иск).
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Наряду с этим прокуроры активно реализовывали полномочия по возмещению причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями ущерба в рамках гражданского и административного судопроизводства, направлено 631 заявление (иск).
Статья: Ехал ГРЕКО через реку... О введении уголовной ответственности арбитров за преступления коррупционной направленности
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Пореформенное законодательство об арбитраже не исключает уголовную ответственность применительно к третейским судьям. Так, в ст. 51 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже) <48> гражданско-правовая ответственность арбитров ограничена предъявлением гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Пореформенное законодательство об арбитраже не исключает уголовную ответственность применительно к третейским судьям. Так, в ст. 51 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже) <48> гражданско-правовая ответственность арбитров ограничена предъявлением гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.