В случае обращения в целях склонения к совершению коррупционных
Подборка наиболее важных документов по запросу В случае обращения в целях склонения к совершению коррупционных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужащие: обязанности, ограничения и запреты
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что о факте обращения к сотруднику... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения истцу стало известно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении должностных лиц налоговых органов, не исключает его обязанности уведомить об указанном факте представителя нанимателя...
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что о факте обращения к сотруднику... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения истцу стало известно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении должностных лиц налоговых органов, не исключает его обязанности уведомить об указанном факте представителя нанимателя...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье исследованы механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как один из инструментов предупреждения коррупционной преступности федеральных государственных служащих и его эффективность в современных реалиях. На основе анализа системы нормативно-правовой регламентации данного механизма федеральными органами исполнительной власти автор выделил ряд регуляторных недостатков, устранение которых позволило бы усовершенствовать применение рассматриваемого антикоррупционного инструмента. В рамках концептуальной характеристики исследуемого механизма с криминологической точки зрения отмечается нецелесообразность участия представителя нанимателя (работодателя) в процедурах по рассмотрению уведомления, проверке содержащихся в нем сведений и принятию по результатам такой проверки управленческого решения. Представляется, что исключение представителя нанимателя (работодателя) из упомянутых процедур позволило бы существенно сократить риски внутриведомственного вмешательства лиц, имеющих причастность к изобличаемому коррупционному противоправному деянию, выраженного в том числе в сокрытии выявленных фактов коррупции и создании негативных последствий для уведомителя.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье исследованы механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как один из инструментов предупреждения коррупционной преступности федеральных государственных служащих и его эффективность в современных реалиях. На основе анализа системы нормативно-правовой регламентации данного механизма федеральными органами исполнительной власти автор выделил ряд регуляторных недостатков, устранение которых позволило бы усовершенствовать применение рассматриваемого антикоррупционного инструмента. В рамках концептуальной характеристики исследуемого механизма с криминологической точки зрения отмечается нецелесообразность участия представителя нанимателя (работодателя) в процедурах по рассмотрению уведомления, проверке содержащихся в нем сведений и принятию по результатам такой проверки управленческого решения. Представляется, что исключение представителя нанимателя (работодателя) из упомянутых процедур позволило бы существенно сократить риски внутриведомственного вмешательства лиц, имеющих причастность к изобличаемому коррупционному противоправному деянию, выраженного в том числе в сокрытии выявленных фактов коррупции и создании негативных последствий для уведомителя.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В то же время большинство ведомственных актов, касающихся порядка уведомления представителя нанимателя об обращениях с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, либо вообще обходят вопрос об уведомлении других органов (что в принципе логично, поскольку они касаются именно уведомления внутри ведомства), либо воспроизводят вышеприведенную норму из ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", что тоже нельзя назвать удачным решением, поскольку формально-юридически получается, что государственный и муниципальный служащий должен уведомлять и представителя нанимателя (работодателя), и иные государственные органы (как минимум органы прокуратуры), иначе он рискует быть привлеченным к юридической ответственности в соответствии с ч. 3 той же статьи.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В то же время большинство ведомственных актов, касающихся порядка уведомления представителя нанимателя об обращениях с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, либо вообще обходят вопрос об уведомлении других органов (что в принципе логично, поскольку они касаются именно уведомления внутри ведомства), либо воспроизводят вышеприведенную норму из ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", что тоже нельзя назвать удачным решением, поскольку формально-юридически получается, что государственный и муниципальный служащий должен уведомлять и представителя нанимателя (работодателя), и иные государственные органы (как минимум органы прокуратуры), иначе он рискует быть привлеченным к юридической ответственности в соответствии с ч. 3 той же статьи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Приказ ФНС России от 20.11.2015 N ММВ-7-4/536@
(ред. от 08.11.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной налоговой службой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40132)Зарегистрировано в Минюсте России 16 декабря 2015 г. N 40132
(ред. от 08.11.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной налоговой службой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40132)Зарегистрировано в Минюсте России 16 декабря 2015 г. N 40132
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В общем виде обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений установлена ст. 9 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В общем виде обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений установлена ст. 9 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<14> Голубых Н.В., Поливанная Е.М. Обязанность уведомлять о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как мера противодействия коррупции // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. N 1 (38). С. 8 - 10.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<14> Голубых Н.В., Поливанная Е.М. Обязанность уведомлять о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как мера противодействия коррупции // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. N 1 (38). С. 8 - 10.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В частности, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает необходимость увольнения государственного или муниципального служащего за невыполнение обязанности по уведомлению об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений <5>. Однако ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ подобного основания для увольнения в связи с утратой доверия не предусматривает. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", основываясь на сложившейся практике, выражает позицию о том, что в упомянутом случае следует увольнять государственных служащих именно в связи с утратой доверия (п. 13 приложения N 1 к Обзору практики, приведенному в этом письме). Однако корректность подобного подхода при отсутствии в исчерпывающем перечне оснований для увольнения в связи с утратой доверия (ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ) прямого указания на данное правонарушение весьма сомнительна. Очевидна необходимость дополнения упомянутой нормы ФЗ о ГГС РФ. До этого момента увольнение в данном случае должно осуществляться непосредственно на основании положения ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции".
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В частности, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает необходимость увольнения государственного или муниципального служащего за невыполнение обязанности по уведомлению об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений <5>. Однако ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ подобного основания для увольнения в связи с утратой доверия не предусматривает. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", основываясь на сложившейся практике, выражает позицию о том, что в упомянутом случае следует увольнять государственных служащих именно в связи с утратой доверия (п. 13 приложения N 1 к Обзору практики, приведенному в этом письме). Однако корректность подобного подхода при отсутствии в исчерпывающем перечне оснований для увольнения в связи с утратой доверия (ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ) прямого указания на данное правонарушение весьма сомнительна. Очевидна необходимость дополнения упомянутой нормы ФЗ о ГГС РФ. До этого момента увольнение в данном случае должно осуществляться непосредственно на основании положения ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции".