Уставный капитал унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Уставный капитал унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Объекты вещных прав
(КонсультантПлюс, 2025)Право хозяйственного ведения установлено законом только на имущество, переданное публичным собственником в уставный капитал государственному или муниципальному унитарному предприятию (статьи 216, 294, 295 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Право хозяйственного ведения установлено законом только на имущество, переданное публичным собственником в уставный капитал государственному или муниципальному унитарному предприятию (статьи 216, 294, 295 ГК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-03-05/45102)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-03-05/45102)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)6. Кузьмина И.А. Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России // Журнал "Все для бухгалтера" 2014. N 1 (277). С. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadok-formirovaniya-i-otrazheniya-v-uchete-ustavnogo-fonda-federalnyh-gosudarstvennyh-unitarnyh-predpriyatiy-federalnoy-sluzhby.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)6. Кузьмина И.А. Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России // Журнал "Все для бухгалтера" 2014. N 1 (277). С. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadok-formirovaniya-i-otrazheniya-v-uchete-ustavnogo-fonda-federalnyh-gosudarstvennyh-unitarnyh-predpriyatiy-federalnoy-sluzhby.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваше предприятие включено в федеральный план приватизации, то крупной будет считаться сделка, цена которой превышает 5% активов или более чем в 10 раз превышает минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваше предприятие включено в федеральный план приватизации, то крупной будет считаться сделка, цена которой превышает 5% активов или более чем в 10 раз превышает минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37822 указывается, что на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37822 указывается, что на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)1.7. Уставный капитал, паевой фонд, складочный капитал
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)1.7. Уставный капитал, паевой фонд, складочный капитал
Статья: Корпоративное право и его место в системе современного российского права
(Кущенко А.А.)
("Конкурентное право", 2020, N 4)Приведем еще пример. Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <10> гласит, что если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или превышает минимальный размер уставного капитала акционерного общества, установленного по российскому законодательству, приватизация имущественного комплекса такого предприятия должна осуществляться исключительно путем его преобразования в акционерное общество. Данная норма предполагает категоричное, строго обязательное, не допускающее отступлений исполнение правового предписания - все это является признаками императивного метода правового регулирования.
(Кущенко А.А.)
("Конкурентное право", 2020, N 4)Приведем еще пример. Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <10> гласит, что если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или превышает минимальный размер уставного капитала акционерного общества, установленного по российскому законодательству, приватизация имущественного комплекса такого предприятия должна осуществляться исключительно путем его преобразования в акционерное общество. Данная норма предполагает категоричное, строго обязательное, не допускающее отступлений исполнение правового предписания - все это является признаками императивного метода правового регулирования.
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может осуществляться за счет:
Готовое решение: Что такое хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)формирует уставный фонд унитарного предприятия (пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)формирует уставный фонд унитарного предприятия (пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Минимальные размеры уставного фонда унитарного предприятия установлены в п. 3 ст. 12 "Уставный фонд унитарного предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ <195>): размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей; размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 100 тысяч рублей. Соответственно, в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи речь идет о цене сделки и стоимости имущества, превышающих 5 миллионов рублей.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Минимальные размеры уставного фонда унитарного предприятия установлены в п. 3 ст. 12 "Уставный фонд унитарного предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ <195>): размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей; размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 100 тысяч рублей. Соответственно, в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи речь идет о цене сделки и стоимости имущества, превышающих 5 миллионов рублей.
Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, созданного за счет целевого финансирования, а также переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-03-05/27502)Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, созданного за счет целевого финансирования, а также переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-03-05/27502)Вопрос: Об определении первоначальной стоимости и амортизации имущества, созданного за счет целевого финансирования, а также переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.