Установление личности при составлении протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление личности при составлении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.2 "Доставление" КоАП РФ"Суды учли, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 употреблял алкогольную продукцию в общественном месте, предоставил сотрудникам полиции противоречивую информацию о своей личности и отказался от дачи объяснений, в связи с чем был доставлен в отдел полиции для установления личности и составления протокола об административном правонарушении, при этом сотрудники полиции в отношении ФИО1 противоправных действий не совершали, денежные средства не изымали, физическую силу и меры административного задержания не применяли; применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, в виде доставления ФИО1 в отдел полиции соответствовало требованиям закона; о совершенных действиях был составлен протокол о доставлении от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий требованиям КоАП РФ, копия протокола о доставлении была получена ФИО1."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.1 "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Право сотрудника милиции осуществлять принудительное препровождение лица, доставлять правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола предусмотрено ст. ст. 27.1, 27.2 КоАП РФ, а также ст. ст. 10, 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", который действовал на день рассматриваемых событий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Изъятие вещей (как и документов) предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Изъятие вещей (как и документов) предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
(ред. от 04.11.2025)1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности в виде ареста транспортных средств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности в виде ареста транспортных средств.
Статья: К вопросу об основаниях административного принуждения
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)Государственное принуждение независимо от своего вида и формы всегда применяется для достижения определенной цели. Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях "административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений" (ст. 3.1); в свою очередь меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1).
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)Государственное принуждение независимо от своего вида и формы всегда применяется для достижения определенной цели. Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях "административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений" (ст. 3.1); в свою очередь меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1).
Статья: Меры административно-процессуального обеспечения в системе административного принуждения
(Макарейко Н.В., Мамай Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Важнейшим аргументом в пользу самостоятельности мер административно-процессуального обеспечения является их целевое предназначение, которое в общем виде можно определить как обеспечение процессуального правопорядка. Совершенно закономерно изложение данного аспекта в ст. 27.1 КоАП РФ. К числу целей рассматриваемых мер законодатель отнес: пресечение административного правонарушения; установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении (при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения); обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; исполнение принятого по делу постановления. Очевидно, что данный перечень далеко не исчерпывающий. Можно сказать, что данные меры направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ), когда непринудительным путем их решение не представляется возможным. В этой связи А.И. Каплунов указал: "Цель этого вида принуждения - обеспечение производства по применению административно-правовых санкций (отдельных мер административного предупреждения, мер административной ответственности), главным образом производства по делам об административных правонарушениях" <7>.
(Макарейко Н.В., Мамай Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Важнейшим аргументом в пользу самостоятельности мер административно-процессуального обеспечения является их целевое предназначение, которое в общем виде можно определить как обеспечение процессуального правопорядка. Совершенно закономерно изложение данного аспекта в ст. 27.1 КоАП РФ. К числу целей рассматриваемых мер законодатель отнес: пресечение административного правонарушения; установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении (при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения); обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; исполнение принятого по делу постановления. Очевидно, что данный перечень далеко не исчерпывающий. Можно сказать, что данные меры направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ), когда непринудительным путем их решение не представляется возможным. В этой связи А.И. Каплунов указал: "Цель этого вида принуждения - обеспечение производства по применению административно-правовых санкций (отдельных мер административного предупреждения, мер административной ответственности), главным образом производства по делам об административных правонарушениях" <7>.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Необходимо подчеркнуть, что применение административного законодательства в оперативно-розыскных целях вызывает определенные сомнения. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, личный досмотр в административном порядке осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Тогда как ОРД в соответствии с действующим законодательством нацелена на выявление и раскрытие только преступлений. Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что осуществление личного досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, в оперативно-розыскной практике допустимо только в случае совершения заподозренным лицом административного правонарушения.
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Необходимо подчеркнуть, что применение административного законодательства в оперативно-розыскных целях вызывает определенные сомнения. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, личный досмотр в административном порядке осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Тогда как ОРД в соответствии с действующим законодательством нацелена на выявление и раскрытие только преступлений. Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что осуществление личного досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, в оперативно-розыскной практике допустимо только в случае совершения заподозренным лицом административного правонарушения.
Статья: К вопросу об особенностях и видах административного принуждения
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Нами уже указывалось, что сочетание материальных и процессуальных предписаний можно хорошо видеть на примере действия административных наказаний. Как определено в КоАП РФ, "административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения" (ст. 3.1). Для применения административного наказания необходимо осуществить производство по делам об административных правонарушениях, в ходе которого применяются меры принудительного характера. Так, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях "пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения принятого по делу постановления" (ст. 27.1). Процессуальные меры административного воздействия в доктринальном плане иногда называются "мерами административно-процессуального принуждения (пресечения)".
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Нами уже указывалось, что сочетание материальных и процессуальных предписаний можно хорошо видеть на примере действия административных наказаний. Как определено в КоАП РФ, "административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения" (ст. 3.1). Для применения административного наказания необходимо осуществить производство по делам об административных правонарушениях, в ходе которого применяются меры принудительного характера. Так, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях "пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения принятого по делу постановления" (ст. 27.1). Процессуальные меры административного воздействия в доктринальном плане иногда называются "мерами административно-процессуального принуждения (пресечения)".
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Так, п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ определяет, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Так, п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ определяет, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Статья: Вопросы эффективности применения мер административно-процессуального принуждения
(Трегубов И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Достижение цели - это идеальный вариант действия нормы права, однако он имеет место далеко не всегда, и это связано с целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Как уже было отмечено, в КоАП РФ определяется, что "меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления" (ст. 27.1).
(Трегубов И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Достижение цели - это идеальный вариант действия нормы права, однако он имеет место далеко не всегда, и это связано с целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Как уже было отмечено, в КоАП РФ определяется, что "меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления" (ст. 27.1).
Статья: К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Так, в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления могут применяться меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В перечень таких мер включены в том числе административное задержание и доставление.
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Так, в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления могут применяться меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В перечень таких мер включены в том числе административное задержание и доставление.