Условное осуждение и административный надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Условное осуждение и административный надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовые основы оперативно-разыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
Статья: Основные направления совместных научных исследований МВД России и ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Во-первых, необходимо восстановить профилактическую функцию ОРД путем внесения дополнений в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД) в части определения оснований для проведения ОРМ в отношении лиц, находящихся под административным надзором, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Во-первых, необходимо восстановить профилактическую функцию ОРД путем внесения дополнений в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД) в части определения оснований для проведения ОРМ в отношении лиц, находящихся под административным надзором, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, либо в связи с участием в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих, за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, в целях предупреждения совершения указанными лицами преступлений и административных правонарушений, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о совершенных лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, либо в связи с участием в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих, за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, в целях предупреждения совершения указанными лицами преступлений и административных правонарушений, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о совершенных лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с п. 13 ст. 16 УИК РФ условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, также осуществляющих контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с ч. 2.1 ст. 102 УК РФ. Контроль за условно осужденными военнослужащими осуществляет командование воинских частей.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с п. 13 ст. 16 УИК РФ условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, также осуществляющих контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с ч. 2.1 ст. 102 УК РФ. Контроль за условно осужденными военнослужащими осуществляет командование воинских частей.
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
Статья: Особенности личности экстремистского преступника в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Лицо совершило преступление экстремистской направленности
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Лицо совершило преступление экстремистской направленности
Статья: Закономерности развития и функционирования системы мер уголовно-правового характера
(Андрианов В.К., Пудовочкин Ю.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)В плане рассматриваемой закономерной связи преступлений и мер уголовно-правового характера возникает также вопрос о возможности придания статуса такой меры административному надзору <12>. Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор нацелен на предупреждение совершения лицами преступлений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия. В предусмотренных Законом случаях (ч. 2 и 2.1 ст. 3) административный надзор устанавливается независимо от посткриминального поведения лица, освобожденного из мест лишения свободы, а юридическим фактом, вызывающим его установление, является отбытие наказания и наличие судимости за ранее совершенное преступление. Отсюда и специальная цель его установления - контроль за лицами с криминогенной направленностью. Однако грань между интерпретацией надзора как меры-последствия ранее совершенного преступления (т.е. иной меры уголовно-правового характера) и меры, исключительно ориентированной на будущее (меры-предупреждения), крайне тонка. В связи с этим позиция Т.Г. Понятовской о возможности отнесения административного надзора к мерам уголовно-правового характера требует тщательного обсуждения. Между тем природа условного осуждения (ст. 73 УК РФ), при котором суд не применяет назначенное наказание к осужденному, устанавливает испытательный срок и возлагает на него исполнение определенных обязанностей, позволяет считать его в качестве иной меры уголовно-правового характера <13>.
(Андрианов В.К., Пудовочкин Ю.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)В плане рассматриваемой закономерной связи преступлений и мер уголовно-правового характера возникает также вопрос о возможности придания статуса такой меры административному надзору <12>. Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор нацелен на предупреждение совершения лицами преступлений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия. В предусмотренных Законом случаях (ч. 2 и 2.1 ст. 3) административный надзор устанавливается независимо от посткриминального поведения лица, освобожденного из мест лишения свободы, а юридическим фактом, вызывающим его установление, является отбытие наказания и наличие судимости за ранее совершенное преступление. Отсюда и специальная цель его установления - контроль за лицами с криминогенной направленностью. Однако грань между интерпретацией надзора как меры-последствия ранее совершенного преступления (т.е. иной меры уголовно-правового характера) и меры, исключительно ориентированной на будущее (меры-предупреждения), крайне тонка. В связи с этим позиция Т.Г. Понятовской о возможности отнесения административного надзора к мерам уголовно-правового характера требует тщательного обсуждения. Между тем природа условного осуждения (ст. 73 УК РФ), при котором суд не применяет назначенное наказание к осужденному, устанавливает испытательный срок и возлагает на него исполнение определенных обязанностей, позволяет считать его в качестве иной меры уголовно-правового характера <13>.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
Статья: Освобождение осужденных от отбывания наказания по состоянию здоровья
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие в связи с рассмотрением материала о снятии судимости с осужденного
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
Статья: Особенности реализации цифровой трансформации в уголовно-исполнительной системе на современном этапе ее развития
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.