Упущенная выгода транспортная экспедиция
Подборка наиболее важных документов по запросу Упущенная выгода транспортная экспедиция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 15 ГК РФДоговором транспортной экспедиции нельзя ограничить размер упущенной выгоды клиента, вызванной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Общие основания ответственности" Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности""Удержание из суммы аванса понесенных ответчиком расходов, а также начисленного по пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О транспортно-экспедиционной деятельности" штрафа само по себе не исключало взыскание суммы упущенной выгоды, т.к. по смыслу приведенной нормы Закона эта неустойка носит штрафной характер (абзац 2 пункта 1 статьи 394 ГК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <4>, устанавливающей обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме. При этом в п. 2 ст. 11 данного Закона содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным Законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным. Соответственно, закрепленная в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <4>, устанавливающей обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме. При этом в п. 2 ст. 11 данного Закона содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным Законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным. Соответственно, закрепленная в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В ряде случаев законодатель упрощает эту задачу, прямо проясняя, что норма носит лишь диспозитивный характер. Например, п. 2 ст. 777 ГК РФ исключает по общему правилу взыскание упущенной выгоды при нарушении исполнителем договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, но там же прямо указано, что договор может предусмотреть обратное. В остальных случаях от судов требуется телеологическое толкование с учетом критериев, закрепленных в п. 2 - 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16. Отсутствие в норме, устанавливающей ограничение убытков, прямого указания на право согласовать иное, отнюдь не означает необходимость автоматического считывания в норме императивного заряда. Например, нет убедительных причин запрещать экспедитору принять на себя по договору обязательство возместить все убытки, включая упущенную выгоду, на случай утраты или повреждения принятого к экспедированию груза, несмотря на отсутствие своей вины в нарушении. Норма п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которой при отсутствии вины упущенная выгода не взыскивается, не содержит оговорку о праве сторон согласовать иное, но телеологическое толкование не оставляет сомнений в диспозитивности данной нормы как минимум в плане возможности принятия экспедитором на себя бремени возмещения упущенной выгоды и при отсутствии вины (в соответствии с общими правилами строгой ответственности коммерсанта за нарушение договора по п. 3 ст. 401 ГК РФ).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В ряде случаев законодатель упрощает эту задачу, прямо проясняя, что норма носит лишь диспозитивный характер. Например, п. 2 ст. 777 ГК РФ исключает по общему правилу взыскание упущенной выгоды при нарушении исполнителем договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, но там же прямо указано, что договор может предусмотреть обратное. В остальных случаях от судов требуется телеологическое толкование с учетом критериев, закрепленных в п. 2 - 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16. Отсутствие в норме, устанавливающей ограничение убытков, прямого указания на право согласовать иное, отнюдь не означает необходимость автоматического считывания в норме императивного заряда. Например, нет убедительных причин запрещать экспедитору принять на себя по договору обязательство возместить все убытки, включая упущенную выгоду, на случай утраты или повреждения принятого к экспедированию груза, несмотря на отсутствие своей вины в нарушении. Норма п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которой при отсутствии вины упущенная выгода не взыскивается, не содержит оговорку о праве сторон согласовать иное, но телеологическое толкование не оставляет сомнений в диспозитивности данной нормы как минимум в плане возможности принятия экспедитором на себя бремени возмещения упущенной выгоды и при отсутствии вины (в соответствии с общими правилами строгой ответственности коммерсанта за нарушение договора по п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично (за исключением вознаграждения экспедитора). Содержащееся в договоре ограничение ответственности экспедитора в части возмещения упущенной выгоды не более размера уплаченного экспедитору вознаграждения признано не соответствующим ст. 11 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично (за исключением вознаграждения экспедитора). Содержащееся в договоре ограничение ответственности экспедитора в части возмещения упущенной выгоды не более размера уплаченного экспедитору вознаграждения признано не соответствующим ст. 11 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД).
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
Статья: Непростая логистика (анализ проблем и споров)
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.
Готовое решение: Как возместить убытки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как рассчитать и взыскать упущенную выгоду
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как рассчитать и взыскать упущенную выгоду