УБОРКА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
Подборка наиболее важных документов по запросу УБОРКА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2024 N 13АП-32660/2024 по делу N А56-57136/2024
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства.
Обстоятельства: Уполномоченным органом выявлены нарушения асфальтобетонного покрытия на земельном участке, который находится в общей долевой собственности владельцев помещений многоквартирного жилого дома, в связи с чем орган местного самоуправления не является субъектом правонарушения.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, вне зависимости от наличия или отсутствия зарегистрированных прав собственников помещений в МКД на земельный участок, обслуживание, содержание и уборка прилегающей к МКД территории, законодательно возложена, в зависимости от способа управления МКД на собственников помещений МКД.
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства.
Обстоятельства: Уполномоченным органом выявлены нарушения асфальтобетонного покрытия на земельном участке, который находится в общей долевой собственности владельцев помещений многоквартирного жилого дома, в связи с чем орган местного самоуправления не является субъектом правонарушения.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, вне зависимости от наличия или отсутствия зарегистрированных прав собственников помещений в МКД на земельный участок, обслуживание, содержание и уборка прилегающей к МКД территории, законодательно возложена, в зависимости от способа управления МКД на собственников помещений МКД.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 16-5378/2024 (УИД 32MS0016-01-2023-005144-83)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Актом контрольного мероприятия без взаимодействия N 366/2023 от 13 ноября 2023 года было установлено, что на прилегающей к контейнерной площадке, расположенной около многоквартирного дома N 6 по ул. Орловской г. Брянска, территории имеется скопление различного рода мусора, навалы листвы, что указывает на неисполнение АО "Чистая планета" требований предписания N 381/2023 от 10 ноября 2023 года в части, касающейся выполнить уборку на прилегающей к контейнерной площадке территории, расположенной около многоквартирного дома N 6 по ул. Орловской от различного рода мусора и листвы.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Актом контрольного мероприятия без взаимодействия N 366/2023 от 13 ноября 2023 года было установлено, что на прилегающей к контейнерной площадке, расположенной около многоквартирного дома N 6 по ул. Орловской г. Брянска, территории имеется скопление различного рода мусора, навалы листвы, что указывает на неисполнение АО "Чистая планета" требований предписания N 381/2023 от 10 ноября 2023 года в части, касающейся выполнить уборку на прилегающей к контейнерной площадке территории, расположенной около многоквартирного дома N 6 по ул. Орловской от различного рода мусора и листвы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на указанную судебную практику, правила благоустройства отдельных муниципальных образований по-прежнему содержат правовые нормы, аналогичные признанным недействующими, что актуализирует задачу их приведения в соответствие с федеральными законами. Например, правила благоустройства Омска предусматривают, что в случае, если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован или образован по границам такого дома, обязанность по содержанию и уборке прилегающей к такому МКД территории, в том числе расположенных на такой территории элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, в следующих пределах:
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на указанную судебную практику, правила благоустройства отдельных муниципальных образований по-прежнему содержат правовые нормы, аналогичные признанным недействующими, что актуализирует задачу их приведения в соответствие с федеральными законами. Например, правила благоустройства Омска предусматривают, что в случае, если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован или образован по границам такого дома, обязанность по содержанию и уборке прилегающей к такому МКД территории, в том числе расположенных на такой территории элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, в следующих пределах:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Нормативные акты
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории
"Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004"
(утв. Госстроем России)4.2.3. Требования к содержанию придомовой территории:
(утв. Госстроем России)4.2.3. Требования к содержанию придомовой территории:
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Субъектами РФ были приняты многочисленные нормативные акты по регламентации благоустройства на своих территориях. Не пытаясь охватить все действующие правовые акты, ограничимся одним примером. Согласно ст. 69.1 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", правилам благоустройства территории муниципалитета размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно, исходя из функционального назначения зданий, сооружений, земельных участков (или их групп), с учетом следующих ограничений: размер прилегающих территорий не может быть более 5 м для объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки и др.; размер прилегающей территории для объектов социального обслуживания и оказания социальной помощи населению, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта не устанавливается; для многоквартирных жилых домов данный размер устанавливается в размере 5 - 30 м или в размере охранной зоны линейного объекта.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Субъектами РФ были приняты многочисленные нормативные акты по регламентации благоустройства на своих территориях. Не пытаясь охватить все действующие правовые акты, ограничимся одним примером. Согласно ст. 69.1 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", правилам благоустройства территории муниципалитета размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно, исходя из функционального назначения зданий, сооружений, земельных участков (или их групп), с учетом следующих ограничений: размер прилегающих территорий не может быть более 5 м для объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки и др.; размер прилегающей территории для объектов социального обслуживания и оказания социальной помощи населению, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта не устанавливается; для многоквартирных жилых домов данный размер устанавливается в размере 5 - 30 м или в размере охранной зоны линейного объекта.
Вопрос: Какие установлены правила благоустройства территории муниципальных образований Московской области?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
Вопрос: Что понимается под благоустройством территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
Статья: К вопросу совершенствования правового обеспечения качества городской среды в Российской Федерации
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)Стоит отметить, что некоторые из индикаторов лишь косвенно могут повлиять на комфортность городской среды. Например, "Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов" или "Доля погибших в дорожно-транспортных происшествиях". В Методике определено, что индикатор, отражающий количество учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков под многоквартирными домами, введен с целью снижения рисков возникновения конфликтов в части использования территорий, однако конфликт может наступить с некоторой вероятностью и может не наступить также с некоторой вероятностью, в связи с чем возникает вопрос о достоверности результатов использования данного индикатора. Вместе с тем в случае отсутствия сведений в отношении земельного участка как объект недвижимости он не будет сформирован, что исключит возможность участия территории, прилегающей к многоквартирному дому, в программах, направленных на повышение комфортности городской среды, но данные сведения в Методике не описаны.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)Стоит отметить, что некоторые из индикаторов лишь косвенно могут повлиять на комфортность городской среды. Например, "Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов" или "Доля погибших в дорожно-транспортных происшествиях". В Методике определено, что индикатор, отражающий количество учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков под многоквартирными домами, введен с целью снижения рисков возникновения конфликтов в части использования территорий, однако конфликт может наступить с некоторой вероятностью и может не наступить также с некоторой вероятностью, в связи с чем возникает вопрос о достоверности результатов использования данного индикатора. Вместе с тем в случае отсутствия сведений в отношении земельного участка как объект недвижимости он не будет сформирован, что исключит возможность участия территории, прилегающей к многоквартирному дому, в программах, направленных на повышение комфортности городской среды, но данные сведения в Методике не описаны.
Вопрос: В каком порядке осуществляется муниципальный контроль в сфере благоустройства территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
Вопрос: ООО (салон красоты) арендует нежилое помещение в МКД. В связи с тем что управляющая компания МКД не исполняет обязанности должным образом, ООО несет расходы на обслуживание придомовой территории. Признаются ли эти расходы экономически обоснованными и можно ли учесть их в целях исчисления налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем законодательством предусмотрено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем законодательством предусмотрено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).