Существенное нарушение прав и законных интересов граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенное нарушение прав и законных интересов граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ"В данном случае судами установлено, что уголовно наказуемое деяние, совершенное Кабановым А.Е., является именно умышленным (пункт "б" части 3 статьи 132, пункты "а" и "г" части 2 статьи 161, пункты "а" и "в" части 3 статьи 286, часть 1 статьи 335 Уголовного кодекса Российской Федерации) и предполагает, что виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает наступления этих последствий, сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"Обязательным элементом объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за халатность
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 данной статьи определено, что халатностью признается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 данной статьи определено, что халатностью признается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Статья: Компания должна иметь структурированную систему учета документов и электронного документооборота, позволяющую определить все движение и историю изменения документа
(Куликов А.)
("Делопроизводство", 2024, N 4)- Если рассматривать размеры наказаний, то закон определяет повышенную общественную опасность за совершение подлога, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ). В этом случае максимальное наказание - лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).
(Куликов А.)
("Делопроизводство", 2024, N 4)- Если рассматривать размеры наказаний, то закон определяет повышенную общественную опасность за совершение подлога, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ). В этом случае максимальное наказание - лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
(ред. от 17.11.2025)2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Указанные действия осужденной квалифицированы по части 2 статьи 292 УК РФ как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальный документ заведомо ложных сведений, если это деяние совершено из корыстной и иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также по части 1 статьи 285 УК РФ как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной и иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Указанные действия осужденной квалифицированы по части 2 статьи 292 УК РФ как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальный документ заведомо ложных сведений, если это деяние совершено из корыстной и иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также по части 1 статьи 285 УК РФ как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной и иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Статья: Правовая природа прекращения уголовного преследования при малозначительности деяния
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Современное право", 2025, N 7)Верховный Суд РФ отменил это решение, указав, что возможность или невозможность оценки деяния как малозначительного не может быть установлена абстрактно. Суд не аргументировал доводы, которые подтверждают обоснованность принятого решения <2>. В данном случае речь должна идти не о малозначительности деяния, а о том, что не установлены последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, как признака объективной стороны состава преступления.
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Современное право", 2025, N 7)Верховный Суд РФ отменил это решение, указав, что возможность или невозможность оценки деяния как малозначительного не может быть установлена абстрактно. Суд не аргументировал доводы, которые подтверждают обоснованность принятого решения <2>. В данном случае речь должна идти не о малозначительности деяния, а о том, что не установлены последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, как признака объективной стороны состава преступления.
Статья: Уголовно-правовая оценка бездействия как формы злоупотребления полномочиями в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Так, Постановление Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (абз. 2 п. 15) применительно к ст. 285 УК РФ понятие "злоупотребление" отождествляет (помимо действия) с неисполнением должностным лицом своих обязанностей. Под ним понимается такое бездействие, которое совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречит функциональным полномочиями должностного лица и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Вместе с тем относительно злоупотребления, ответственность за которое установлена в ст. 200.4 УК РФ, Пленум Верховного Суда в том же Постановлении (п. 12.1) раскрывает отдельную дефиницию, в рамках которой особое внимание уделяет установлению мотива содеянного - корыстной или иной личной заинтересованности.
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Так, Постановление Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (абз. 2 п. 15) применительно к ст. 285 УК РФ понятие "злоупотребление" отождествляет (помимо действия) с неисполнением должностным лицом своих обязанностей. Под ним понимается такое бездействие, которое совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречит функциональным полномочиями должностного лица и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Вместе с тем относительно злоупотребления, ответственность за которое установлена в ст. 200.4 УК РФ, Пленум Верховного Суда в том же Постановлении (п. 12.1) раскрывает отдельную дефиницию, в рамках которой особое внимание уделяет установлению мотива содеянного - корыстной или иной личной заинтересованности.
Статья: Конституционный Суд РФ: у суда общей юрисдикции могут возникнуть основания для пересмотра уголовного дела в порядке ст. 416 - 417 УПК РФ, как это делают прокурор и следственный орган
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)В то же время без полного погружения в текст и контекст конкретного уголовного дела уяснить ситуацию, породившую ту или иную судебную ошибку, крайне сложно. Например, в 2011 г. Г., начальник отдела ГУЭБиПК МВД РФ, превысив свои должностные полномочия, провел ряд заведомо незаконных ОРМ в отношении Е., П. и Л. (фактически провокации получения взяток), что повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Преступная деятельность Г. в виде фальсификации конкретных доказательств повлекла за собой череду незаконных следственных, прокурорских и судебных решений (постановления о заключении лиц под стражу, продлении срока содержания под стражей, обвинительные приговоры).
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)В то же время без полного погружения в текст и контекст конкретного уголовного дела уяснить ситуацию, породившую ту или иную судебную ошибку, крайне сложно. Например, в 2011 г. Г., начальник отдела ГУЭБиПК МВД РФ, превысив свои должностные полномочия, провел ряд заведомо незаконных ОРМ в отношении Е., П. и Л. (фактически провокации получения взяток), что повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Преступная деятельность Г. в виде фальсификации конкретных доказательств повлекла за собой череду незаконных следственных, прокурорских и судебных решений (постановления о заключении лиц под стражу, продлении срока содержания под стражей, обвинительные приговоры).
Статья: Служебный подлог как состав преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве таких последствий законодатель определил необходимость существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве таких последствий законодатель определил необходимость существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Указанные противоправные действия повлекли нарушение требований статей 8, 46 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок; проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также частью 1 статьи 17 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ и услуг запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, вследствие чего допущено нарушение принципов равноправия и справедливости, дискриминация по отношению к участникам закупки, что, в свою очередь, повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций из числа иных потенциальных участников электронного аукциона по заключению указанного муниципального контракта.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Указанные противоправные действия повлекли нарушение требований статей 8, 46 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок; проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также частью 1 статьи 17 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ и услуг запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, вследствие чего допущено нарушение принципов равноправия и справедливости, дискриминация по отношению к участникам закупки, что, в свою очередь, повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций из числа иных потенциальных участников электронного аукциона по заключению указанного муниципального контракта.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По смыслу закона уголовная ответственность по ч. 1 ст. 285 УК РФ наступает за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности в том случае, если оно повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. Поэтому существенность нарушения прав и законных интересов граждан и организаций должна быть обоснована в приговоре.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По смыслу закона уголовная ответственность по ч. 1 ст. 285 УК РФ наступает за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности в том случае, если оно повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. Поэтому существенность нарушения прав и законных интересов граждан и организаций должна быть обоснована в приговоре.
Статья: Превратности разбирательств в отношении судей, обвиняемых в превышении своих должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Вниманию читателя предлагается анализ выдвижения обвинения в отношении двух судей, которых органы предварительного расследования заподозрили в превышении должностных полномочий, что, по мнению обвинения, повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Поскольку речь идет о судьях - субъектах, занимающих государственные должности, то содеянное ими предлагается квалифицировать по ч. 2 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Вниманию читателя предлагается анализ выдвижения обвинения в отношении двух судей, которых органы предварительного расследования заподозрили в превышении должностных полномочий, что, по мнению обвинения, повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Поскольку речь идет о судьях - субъектах, занимающих государственные должности, то содеянное ими предлагается квалифицировать по ч. 2 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Статья: Квалификация нарушения условий государственного контракта по оборонному заказу
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Отличить на практике правонарушение, предусмотренное ст. 14.55 КоАП, от халатности (ст. 293 УК) непросто. Заметим, что до сентября 2022 г. ч. 3 ст. 14.55 КоАП предусматривала ответственность за "грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу". Конституционный Суд РФ обращает внимание на однородный характер уголовной и административной ответственности: "Целый ряд составов административных правонарушений по своей природе и степени тяжести (репрессивности) наказания имеют уголовно-правовой характер" <9>. Законодателю, а не правоприменителю адресован тезис о том, что "конструируя признаки преступления - которому в отличие от иных правонарушений присуща особая, криминальная общественная опасность... законодатель должен соблюдать принцип правовой определенности, иметь в виду типовую оценку общественной опасности" <10>. По смыслу разъяснений высшего органа конституционного контроля оценка общественной опасности деяний и определение вида и меры ответственности за их совершение возложены на законодателя, а задача правоприменителя состоит в том, чтобы правильно применить закон. Например, можно сравнить сумму ущерба от нарушения условий контракта в части количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг с суммой "один миллион пятьсот тысяч рублей", характеризующей крупный ущерб уголовно наказуемой халатности. Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ч. 1 ст. 293 УК может быть применена и при причинении субъектом халатности имущественного ущерба на сумму меньше полутора миллионов рублей, если "доказано в надлежащем порядке, что соответствующее имущество или имущественное право, помимо денежной стоимости, обладает неэкономической ценностью, применительно к которой имело место существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства" <11>.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Отличить на практике правонарушение, предусмотренное ст. 14.55 КоАП, от халатности (ст. 293 УК) непросто. Заметим, что до сентября 2022 г. ч. 3 ст. 14.55 КоАП предусматривала ответственность за "грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу". Конституционный Суд РФ обращает внимание на однородный характер уголовной и административной ответственности: "Целый ряд составов административных правонарушений по своей природе и степени тяжести (репрессивности) наказания имеют уголовно-правовой характер" <9>. Законодателю, а не правоприменителю адресован тезис о том, что "конструируя признаки преступления - которому в отличие от иных правонарушений присуща особая, криминальная общественная опасность... законодатель должен соблюдать принцип правовой определенности, иметь в виду типовую оценку общественной опасности" <10>. По смыслу разъяснений высшего органа конституционного контроля оценка общественной опасности деяний и определение вида и меры ответственности за их совершение возложены на законодателя, а задача правоприменителя состоит в том, чтобы правильно применить закон. Например, можно сравнить сумму ущерба от нарушения условий контракта в части количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг с суммой "один миллион пятьсот тысяч рублей", характеризующей крупный ущерб уголовно наказуемой халатности. Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ч. 1 ст. 293 УК может быть применена и при причинении субъектом халатности имущественного ущерба на сумму меньше полутора миллионов рублей, если "доказано в надлежащем порядке, что соответствующее имущество или имущественное право, помимо денежной стоимости, обладает неэкономической ценностью, применительно к которой имело место существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства" <11>.
Статья: "Чужая колея". Верховный Суд РФ в очередной раз круто изменил траекторию движения уголовного дела: что проглядели нижестоящие судебные инстанции?
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)При этом авторы этой - исключительно самобытной квалификации действий Пешкова и Дубца упустили из внимания такое важнейшее обстоятельство, как: для осуждения указанных лиц в соответствии с перечисленными нормами уголовного закона мало установления в их действиях корысти, поиска прочих выгод или иной личной заинтересованности, ибо, помимо всего прочего, использование должностным лицом (Пешковым) своих служебных полномочий (попросил своего подчиненного дать взятку, вариант - похитили имущество ТЦ) "должно влечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства" (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Идентичные положения закреплены также и в ч. 1 ст. 201 УК РФ.
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)При этом авторы этой - исключительно самобытной квалификации действий Пешкова и Дубца упустили из внимания такое важнейшее обстоятельство, как: для осуждения указанных лиц в соответствии с перечисленными нормами уголовного закона мало установления в их действиях корысти, поиска прочих выгод или иной личной заинтересованности, ибо, помимо всего прочего, использование должностным лицом (Пешковым) своих служебных полномочий (попросил своего подчиненного дать взятку, вариант - похитили имущество ТЦ) "должно влечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства" (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Идентичные положения закреплены также и в ч. 1 ст. 201 УК РФ.
Статья: Компания должна иметь структурированную систему учета документов и электронного документооборота, позволяющую определить все движение и историю изменения документа
(Куликов А.С.)
("Жилищное право", 2024, N 11)- Если рассматривать размеры наказаний, то закон определяет повышенную общественную опасность за совершение подлога, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ). В этом случае максимальное наказание - лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).
(Куликов А.С.)
("Жилищное право", 2024, N 11)- Если рассматривать размеры наказаний, то закон определяет повышенную общественную опасность за совершение подлога, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ). В этом случае максимальное наказание - лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).