Стоящее транспортное средство источник повышенной опасности

Подборка наиболее важных документов по запросу Стоящее транспортное средство источник повышенной опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.01.2023 N 33-1505/2023 по делу N 2-14/2022
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего-1: 1) О возмещении утраченного заработка, расходов на лечение; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Требования потерпевшего-2: 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По причине неисправности транспортного средства истец был вынужден произвести остановку на автомагистрали вне специальной площадки, где был сбит автомобилем под управлением ответчика. В результате ДТП здоровью истца причинен тяжкий вред, при этом ответчик также указывает на причинение ему морального вреда по вине истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.
Таким образом, поскольку стоящий с выключенным двигателем автомобиль не является источником повышенной опасности, наезд С. на стоящее транспортное средство не относится к случаям взаимодействия источников повышенной опасности, в связи с чем, ответственность за причинение вреда Б. должна нести С., которая в силу положений п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает без вины.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения: научно-практическое пособие"
(Похмелкин В.В.)
("Юстицинформ", 2019)
Пользуясь отсутствием легального определения, многие сотрудники ГИБДД, а вслед за ними и судьи необоснованно трактуют понятие "управление транспортным средством" чрезмерно широко. В частности, нередки случаи привлечения к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения лица, находившегося на водительском месте в припаркованном автомобиле, пусть даже и с включенным двигателем. Между тем вряд ли можно отрицать, что транспортное средство приобретает роль источника повышенной опасности только тогда, когда находится в движении. Стоящий на месте автомобиль опасен для окружающих не больше, чем любая другая груда железа. Отсюда явствует, что управление транспортным средством начинается с действий, направленных на приведение его в движение.
Статья: Уголовно-правовая характеристика хулиганских действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств
(Гришин Д.А., Балашова Ю.В.)
("Транспортное право", 2019, N 1)
Другой не менее важный момент, который стоит рассмотреть, - это общественная опасность деяния. Естественно, с учетом специфики деятельности того или иного вида транспорта возникает угроза жизни или здоровью человека. В данном случае, на наш взгляд, следует обратить внимание на тот факт, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо закрепляет: любое транспортное средство является источником повышенной опасности <5>. Отсюда следует, что пассажиры, находящиеся в момент совершения хулиганства на том или ином транспорте, имеют реальную угрозу причинения им вреда жизни или здоровью. Исходя из принципов формальной логики мы предполагаем, что было бы целесообразней, если данный пункт был бы представлен в квалифицирующих отягчающих признаках.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1
"О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"
19. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).