Срок проверки качества технически сложного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проверки качества технически сложного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 18 Закона о ЗППТехнически сложный товар
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.09.2018 N 93-КГ18-2
Требование: О взыскании стоимости неисправного товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Обстоятельства: Истица приобрела в принадлежащем ответчику магазине телевизор, в процессе эксплуатации которого произошло самовозгорание. Претензию о возврате стоимости неисправного телевизора, возмещении убытков, выплате компенсации морального вреда ответчик не удовлетворил.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суды не установили, предпринимались ли истицей действия по возврату ответчику товара для выполнения последним обязанности по проведению проверки качества товара.В судебном заседании ИП Киселев М.М. указывал на невозможность добровольного удовлетворения требований потребителя без принятия товара и проведения проверки его качества, в связи с уклонением потребителя от возврата технически сложного товара для его проверки, что привело к утрате продавцом возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и удовлетворить его требования в срок, предусмотренный Законом о защите прав потребителей.
Требование: О взыскании стоимости неисправного товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Обстоятельства: Истица приобрела в принадлежащем ответчику магазине телевизор, в процессе эксплуатации которого произошло самовозгорание. Претензию о возврате стоимости неисправного телевизора, возмещении убытков, выплате компенсации морального вреда ответчик не удовлетворил.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суды не установили, предпринимались ли истицей действия по возврату ответчику товара для выполнения последним обязанности по проведению проверки качества товара.В судебном заседании ИП Киселев М.М. указывал на невозможность добровольного удовлетворения требований потребителя без принятия товара и проведения проверки его качества, в связи с уклонением потребителя от возврата технически сложного товара для его проверки, что привело к утрате продавцом возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и удовлетворить его требования в срок, предусмотренный Законом о защите прав потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Потребитель вправе отказаться от дальнейшего использования некачественного товара и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств при невозможности пользоваться технически сложным товаром в течение более 30 дней в любом году гарантийного срока вследствие устранения различных недостатков, в том числе и в случае устранения недостатков товара при предыдущих гарантийных ремонтах и передачи товара на новый ремонт.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Потребитель вправе отказаться от дальнейшего использования некачественного товара и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств при невозможности пользоваться технически сложным товаром в течение более 30 дней в любом году гарантийного срока вследствие устранения различных недостатков, в том числе и в случае устранения недостатков товара при предыдущих гарантийных ремонтах и передачи товара на новый ремонт.
"Приобретение технически сложных товаров: права потребителей"
(выпуск 24)
(Воронин А.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)Документ должен быть подписан, подпись удостоверена печатью. Обнаружив недостатки в приобретенном технически сложном товаре, составьте претензию. Возможно, дело не ограничится проверкой качества товара и потребуется проведение экспертизы. В пределах гарантийного срока она проводится за счет продавца, в других случаях - за счет покупателя.
(выпуск 24)
(Воронин А.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)Документ должен быть подписан, подпись удостоверена печатью. Обнаружив недостатки в приобретенном технически сложном товаре, составьте претензию. Возможно, дело не ограничится проверкой качества товара и потребуется проведение экспертизы. В пределах гарантийного срока она проводится за счет продавца, в других случаях - за счет покупателя.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)В судебном заседании суда первой инстанции и в апелляционной жалобе представитель общества указывал на невозможность добровольного удовлетворения требований потребителя без принятия товара и проведения проверки его качества в связи с уклонением потребителя от возврата технически сложного товара для его проверки, что привело к утрате импортером возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и удовлетворить его требования в срок, предусмотренный указанной статьей Закона о защите прав потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)В судебном заседании суда первой инстанции и в апелляционной жалобе представитель общества указывал на невозможность добровольного удовлетворения требований потребителя без принятия товара и проведения проверки его качества в связи с уклонением потребителя от возврата технически сложного товара для его проверки, что привело к утрате импортером возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и удовлетворить его требования в срок, предусмотренный указанной статьей Закона о защите прав потребителей.
"Инструкция о порядке проведения экспертиз экспертами Бюро товарных экспертиз"
(утв. Приказом Госторгинспекции РСФСР от 22.05.1979 N 20)При проверках количества товара эксперт обязан указать в акте, каким методом установлено количество товара (путем стопроцентного взвешивания, перемера или просчета единиц товара). Не допускается: пересчет общего количества коробок без их вскрытия; подтверждение наличия товара в указанных местах по маркировке, без их фактического пересчета, а тканей без фактического перемера на трехметровом столе и т.п. Кроме того, эксперт должен проверить и отметить в акте наименование, достоинство, год и месяц клеймения мерных приборов, которыми пользовался при определении количества. Производить проверку количества товара мерными приборами, не имеющими клейм или при наличии клейм с просроченным сроком, запрещается.
(утв. Приказом Госторгинспекции РСФСР от 22.05.1979 N 20)При проверках количества товара эксперт обязан указать в акте, каким методом установлено количество товара (путем стопроцентного взвешивания, перемера или просчета единиц товара). Не допускается: пересчет общего количества коробок без их вскрытия; подтверждение наличия товара в указанных местах по маркировке, без их фактического пересчета, а тканей без фактического перемера на трехметровом столе и т.п. Кроме того, эксперт должен проверить и отметить в акте наименование, достоинство, год и месяц клеймения мерных приборов, которыми пользовался при определении количества. Производить проверку количества товара мерными приборами, не имеющими клейм или при наличии клейм с просроченным сроком, запрещается.
Статья: Потребителю - дорогу!
(Девлятшина М.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 13)Способом определения расходов служит калькуляция всех расходов, таких как стоимость диагностики, ремонтных работ и деталей, как если бы калькуляция ремонта производилась для тех потребителей, у которых гарантийный срок на технически сложный товар истек. В свою очередь, для выявления причин и характера недостатка в технически сложном товаре в целях проведения калькуляции обычно требуется его диагностика, что подразумевает его разборку. В случае отказа предпринимателя от проверки качества товара своими силами с участием потребителя потребителю следует уведомить предпринимателя о месте и времени проведения экспертизы в сторонней экспертной организации, предвосхитив встречные претензии о том, что гарантия прекращается ввиду вскрытия третьими лицами.
(Девлятшина М.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 13)Способом определения расходов служит калькуляция всех расходов, таких как стоимость диагностики, ремонтных работ и деталей, как если бы калькуляция ремонта производилась для тех потребителей, у которых гарантийный срок на технически сложный товар истек. В свою очередь, для выявления причин и характера недостатка в технически сложном товаре в целях проведения калькуляции обычно требуется его диагностика, что подразумевает его разборку. В случае отказа предпринимателя от проверки качества товара своими силами с участием потребителя потребителю следует уведомить предпринимателя о месте и времени проведения экспертизы в сторонней экспертной организации, предвосхитив встречные претензии о том, что гарантия прекращается ввиду вскрытия третьими лицами.
"Торговля. Поставка"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу статьи 21 Закона РФ N 2300-1 продавец, получивший от потребителя некачественный технически сложный товар, по общему правилу обязан произвести его замену в течение семи дней со дня предъявления претензии потребителя.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу статьи 21 Закона РФ N 2300-1 продавец, получивший от потребителя некачественный технически сложный товар, по общему правилу обязан произвести его замену в течение семи дней со дня предъявления претензии потребителя.
Статья: Возврат некачественного товара
(Кузьмин Г.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22)В соответствии со ст.21 Закона "О защите прав потребителей" замена товара должна быть произведена в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем.
(Кузьмин Г.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22)В соответствии со ст.21 Закона "О защите прав потребителей" замена товара должна быть произведена в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем.
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет возврата товара
(Уткина С.А.)
("Все для бухгалтера", 2008, N 11)При обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать замены товара как на товар аналогичной марки (модели, артикула), так и на такой же товар другой марки (модели, артикула). Замена товара должна производиться в семидневный срок со дня предъявления требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара - в течение 20 дней. Если на момент предъявления требования о замене необходимый товар у продавца отсутствует, то замена товара производится в течение месяца. В таком случае потребителю по его требованию должен быть предоставлен безвозмездно (с доставкой) на период замены аналогичный товар длительного пользования.
(Уткина С.А.)
("Все для бухгалтера", 2008, N 11)При обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать замены товара как на товар аналогичной марки (модели, артикула), так и на такой же товар другой марки (модели, артикула). Замена товара должна производиться в семидневный срок со дня предъявления требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара - в течение 20 дней. Если на момент предъявления требования о замене необходимый товар у продавца отсутствует, то замена товара производится в течение месяца. В таком случае потребителю по его требованию должен быть предоставлен безвозмездно (с доставкой) на период замены аналогичный товар длительного пользования.
"Защита прав потребителей"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу статьи 21 Законом РФ N 2300-1 продавец, получивший от потребителя некачественный технически сложный товар, по общему правилу обязан произвести его замену в течение семи дней со дня предъявления претензии потребителя.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В силу статьи 21 Законом РФ N 2300-1 продавец, получивший от потребителя некачественный технически сложный товар, по общему правилу обязан произвести его замену в течение семи дней со дня предъявления претензии потребителя.
"Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с применением главы 25 НК РФ"
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Кроме того, на ремонтируемые налогоплательщиком автомобили согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, должен быть установлен гарантийный срок, позволяющий покупателю требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Кроме того, на ремонтируемые налогоплательщиком автомобили согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, должен быть установлен гарантийный срок, позволяющий покупателю требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации"
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Из общего правила о замене недоброкачественного товара сделано исключение для технически сложного или дорогостоящего товара. Они заменяются только в случае существенного нарушения требований к качеству (см. коммент. к ст. 475).
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Из общего правила о замене недоброкачественного товара сделано исключение для технически сложного или дорогостоящего товара. Они заменяются только в случае существенного нарушения требований к качеству (см. коммент. к ст. 475).
Статья: К вопросу о качестве товаров, работ, услуг, закупаемых по государственному (муниципальному) контракту
(Удалихин А.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 4)Кроме того, в порядке приемки разумно было бы предусмотреть проверку товара по качеству в следующем порядке:
(Удалихин А.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 4)Кроме того, в порядке приемки разумно было бы предусмотреть проверку товара по качеству в следующем порядке:
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др.)
(под ред. С.А. Степанова)
("Проспект", "Институт частного права", 2009)Статья 473. Исчисление срока годности товара
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др.)
(под ред. С.А. Степанова)
("Проспект", "Институт частного права", 2009)Статья 473. Исчисление срока годности товара
Статья: Замена товара в "рознице"
(Кузьмин Г.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 31)Замена товара должна быть произведена в 7-дневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем (ст. 21 Закона N 2300-1).
(Кузьмин Г.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 31)Замена товара должна быть произведена в 7-дневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем (ст. 21 Закона N 2300-1).