Соответствие правил землепользования и застройки генеральному плану
Подборка наиболее важных документов по запросу Соответствие правил землепользования и застройки генеральному плану (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Общие положения о документах территориального планирования" Градостроительного кодекса РФ"Положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Между тем, в силу императивных требований частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования. Производным требованием соблюдения этого принципа является требование о строгом соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Документы территориального планирования, в частности генплан, должны быть увязаны с градостроительным зонированием, поскольку ПЗЗ основываются на документах территориального планирования <17>. В правоприменительной практике есть мнение, что необходимо полное соответствие ПЗЗ генплану, однако существует и обратное мнение о том, что соответствие ПЗЗ генплану фактически превращает документ градостроительного зонирования в копию документа территориального планирования. Сейчас это фактически представляет правовую проблему - надзорные и судебные органы требуют полного совпадения документов функционального зонирования (генплана) и градостроительного зонирования (ПЗЗ), что практически невозможно. В связи с этим напрашивается логичный вывод о том, что какой-либо из этих документов не требуется, и пока специалисты говорят о том, что генплан - это "лишнее" звено в цепочке градостроительных документов. Это обосновывается тем, что ПЗЗ имеет более практическое применение, а генплан нацелен на реализацию длительных целей и задач, поскольку срок его перспективной реализации в среднем составляет 20 лет. Поскольку генплан не отвечает скорости и реалиям градостроительных изменений, внедряется такой документ, как мастер-план (рассматривался ранее), который способен своевременно отвечать градостроительным вызовам.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Документы территориального планирования, в частности генплан, должны быть увязаны с градостроительным зонированием, поскольку ПЗЗ основываются на документах территориального планирования <17>. В правоприменительной практике есть мнение, что необходимо полное соответствие ПЗЗ генплану, однако существует и обратное мнение о том, что соответствие ПЗЗ генплану фактически превращает документ градостроительного зонирования в копию документа территориального планирования. Сейчас это фактически представляет правовую проблему - надзорные и судебные органы требуют полного совпадения документов функционального зонирования (генплана) и градостроительного зонирования (ПЗЗ), что практически невозможно. В связи с этим напрашивается логичный вывод о том, что какой-либо из этих документов не требуется, и пока специалисты говорят о том, что генплан - это "лишнее" звено в цепочке градостроительных документов. Это обосновывается тем, что ПЗЗ имеет более практическое применение, а генплан нацелен на реализацию длительных целей и задач, поскольку срок его перспективной реализации в среднем составляет 20 лет. Поскольку генплан не отвечает скорости и реалиям градостроительных изменений, внедряется такой документ, как мастер-план (рассматривался ранее), который способен своевременно отвечать градостроительным вызовам.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
(ред. от 31.07.2025)1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи в обязанности органа местного самоуправления входит осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи в обязанности органа местного самоуправления входит осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)<27> Так, в части 9 статьи 31 ГрК РФ указано, что положения правил землепользования и застройки проверяются на соответствие генеральному плану и иным вышестоящим документам территориального планирования.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)<27> Так, в части 9 статьи 31 ГрК РФ указано, что положения правил землепользования и застройки проверяются на соответствие генеральному плану и иным вышестоящим документам территориального планирования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)То есть, чтобы не противоречить ГрК РФ, документ, который устанавливал красные линии до вступления в силу ГрК РФ, должен быть разработан в соответствии с Генеральным планом, ПЗЗ, нормативами градостроительного проектирования и другими нормативными актами.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)То есть, чтобы не противоречить ГрК РФ, документ, который устанавливал красные линии до вступления в силу ГрК РФ, должен быть разработан в соответствии с Генеральным планом, ПЗЗ, нормативами градостроительного проектирования и другими нормативными актами.
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Отдельного рассмотрения требует вопрос о том, каким образом при введении отсроченных видов разрешенного использования будет реализован принцип необходимости соответствия положений ПЗЗ генеральным планам <57>, который, фактически устанавливая приоритет положений генерального плана перед ПЗЗ, предусматривает, что положения ПЗЗ должны соответствовать положениям генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития <58>. Этот принцип значительно ограничивает вариативность в установлении отсроченных видов разрешенного использования: они должны будут соответствовать определенным генеральным планом параметрам планируемого развития функциональных зон.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Отдельного рассмотрения требует вопрос о том, каким образом при введении отсроченных видов разрешенного использования будет реализован принцип необходимости соответствия положений ПЗЗ генеральным планам <57>, который, фактически устанавливая приоритет положений генерального плана перед ПЗЗ, предусматривает, что положения ПЗЗ должны соответствовать положениям генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития <58>. Этот принцип значительно ограничивает вариативность в установлении отсроченных видов разрешенного использования: они должны будут соответствовать определенным генеральным планом параметрам планируемого развития функциональных зон.