Согласование границ земельного участка с органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование границ земельного участка с органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39 "Порядок согласования местоположения границ земельных участков" Федерального закона "О кадастровой деятельности""Доводы кассационной жалобы о неверном применении судом апелляционной инстанции части 4 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Судом верно констатировано, что в силу вышеприведенного правового регулирования во взаимосвязи, указанная норма закона не возлагает на гражданина обязанность согласовывать границы земельного участка с органом местного самоуправления при подаче заявления о предоставлении гражданину земельного участка в аренду и утверждении соответствующей схемы расположения данного участка."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Кроме того, суды не учли, что по смыслу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ и пункта 3 части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ не требуется согласия землепользователей, землевладельцев на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, так же как не требуется согласования местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ судебной практики показывает, что проблемы возникают и в случаях, когда кадастровый инженер при отсутствии в ЕГРН и государственном фонде данных, сведений о смежных земельных участках не согласовывает границу с администрацией муниципального образования. В Информационных письмах Минэкономразвития России от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683 и от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928 даны разъяснения об отсутствии необходимости согласования границ, если участок граничит именно с землями. Поскольку убедиться в отсутствии "по соседству" земельных участков без границ нередко бывает проблематично, проведение согласования с органом местного самоуправления во всех подобных случаях позволит избежать судебных споров.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ судебной практики показывает, что проблемы возникают и в случаях, когда кадастровый инженер при отсутствии в ЕГРН и государственном фонде данных, сведений о смежных земельных участках не согласовывает границу с администрацией муниципального образования. В Информационных письмах Минэкономразвития России от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683 и от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928 даны разъяснения об отсутствии необходимости согласования границ, если участок граничит именно с землями. Поскольку убедиться в отсутствии "по соседству" земельных участков без границ нередко бывает проблематично, проведение согласования с органом местного самоуправления во всех подобных случаях позволит избежать судебных споров.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.".
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.".
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в целях строительства антенно-мачтового сооружения высотой 30 м на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в целях строительства антенно-мачтового сооружения высотой 30 м на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Приложение" - указываются сведения о документах, копии которых включены в приложение к Декларации (дата, номер (при наличии), наименование документа, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, издавшего документ, или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, подписавшего документ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Приложение" - указываются сведения о документах, копии которых включены в приложение к Декларации (дата, номер (при наличии), наименование документа, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, издавшего документ, или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, подписавшего документ).
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Вопрос: Как согласовать границы земельных участков?
("Официальный сайт Росреестра", 2023)Обращаем внимание! Если смежные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставлены в пожизненное наследуемое владение, в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, согласование местоположения границ земельных участков в городских и сельских поселениях, а также городских округах осуществляется органом местного самоуправления, в городах федерального значения - органом исполнительной власти субъектов, в сфере дорожного хозяйства - федеральным органом исполнительной власти (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
("Официальный сайт Росреестра", 2023)Обращаем внимание! Если смежные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставлены в пожизненное наследуемое владение, в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, согласование местоположения границ земельных участков в городских и сельских поселениях, а также городских округах осуществляется органом местного самоуправления, в городах федерального значения - органом исполнительной власти субъектов, в сфере дорожного хозяйства - федеральным органом исполнительной власти (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории (ст. 42.4 названного Закона). В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков.
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории (ст. 42.4 названного Закона). В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органом государственной власти субъекта РФ может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта РФ (ч. 8 ст. 18 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органом государственной власти субъекта РФ может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта РФ (ч. 8 ст. 18 ГрК РФ).
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)В части работ по лесовосстановлению, производимых лицами, осуществляющими строительство либо ходатайствующими об изменении границ, проект лесовосстановления разрабатывается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ и направляется лицу, осуществляющему строительство либо ходатайствующему об изменении границ.
(Консультация эксперта, 2025)В части работ по лесовосстановлению, производимых лицами, осуществляющими строительство либо ходатайствующими об изменении границ, проект лесовосстановления разрабатывается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ и направляется лицу, осуществляющему строительство либо ходатайствующему об изменении границ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особый порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен при выполнении комплексных кадастровых работ. В соответствии со ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется специально созданной согласительной комиссией. Она формируется в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в случае финансирования выполнения таких работ за счет внебюджетных средств органом местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, либо органом местного самоуправления муниципального района, если объекты комплексных кадастровых работ расположены на межселенной территории, либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особый порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен при выполнении комплексных кадастровых работ. В соответствии со ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется специально созданной согласительной комиссией. Она формируется в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в случае финансирования выполнения таких работ за счет внебюджетных средств органом местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, либо органом местного самоуправления муниципального района, если объекты комплексных кадастровых работ расположены на межселенной территории, либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы.