Самовольное занятие земельного участка сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольное занятие земельного участка сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Отчет надзор за соблюдением земельного законодательства. Форма N 10-К (полугодовая, квартальная, ежемесячно)
(Приказ Росреестра от 26.05.2025 N П/0178/25)кадастровая стоимость самовольно занятых земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов (тыс. руб.)
(Приказ Росреестра от 26.05.2025 N П/0178/25)кадастровая стоимость самовольно занятых земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов (тыс. руб.)
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Такой способ решения проблемы обеспечения использования пустующих земельных участков сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, представляется недопустимым, прежде всего как несправедливый по отношению к сельскохозяйственным производителям, которые, осуществляя фактическое использование земельного участка, оказываются в крайне уязвимом положении - в любой момент они могут быть привлечены к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка и получить предписание о его освобождении. Не имея правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на фактически используемый земельный участок, сельскохозяйственные производители могут быть лишены установленной законом льготы, так как нет гарантий, что имеющиеся у них доказательства такого использования будут признаны достаточными, относимыми, допустимыми.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Такой способ решения проблемы обеспечения использования пустующих земельных участков сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, представляется недопустимым, прежде всего как несправедливый по отношению к сельскохозяйственным производителям, которые, осуществляя фактическое использование земельного участка, оказываются в крайне уязвимом положении - в любой момент они могут быть привлечены к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка и получить предписание о его освобождении. Не имея правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на фактически используемый земельный участок, сельскохозяйственные производители могут быть лишены установленной законом льготы, так как нет гарантий, что имеющиеся у них доказательства такого использования будут признаны достаточными, относимыми, допустимыми.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Территориальными органами Росреестра ежегодно выявляются нарушения требований земельного законодательства. Так, в 2021 году проведено 697 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении федеральных земельных участков, по результатам которых выявлено 203 нарушения, в том числе 187 фактов самовольного занятия земель федеральной собственности, 16 фактов нецелевого использования, а в 2022 году проведено 279 контрольных (надзорных) мероприятий, выявлено 119 нарушений требований земельного законодательства на площади 2,67 тыс. га.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Территориальными органами Росреестра ежегодно выявляются нарушения требований земельного законодательства. Так, в 2021 году проведено 697 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении федеральных земельных участков, по результатам которых выявлено 203 нарушения, в том числе 187 фактов самовольного занятия земель федеральной собственности, 16 фактов нецелевого использования, а в 2022 году проведено 279 контрольных (надзорных) мероприятий, выявлено 119 нарушений требований земельного законодательства на площади 2,67 тыс. га.
Нормативные акты
Приказ Росреестра от 26.05.2025 N П/0178/25
"Об организации работ по формированию статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и признании утратившими силу отдельных приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"В строке 702 указывается кадастровая стоимость самовольно занятых земельных участков и их частей, за исключением самовольно занятых земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов (тыс. руб.).
"Об организации работ по формированию статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и признании утратившими силу отдельных приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"В строке 702 указывается кадастровая стоимость самовольно занятых земельных участков и их частей, за исключением самовольно занятых земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов (тыс. руб.).
Приказ Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской обл. от 04.04.2017 N 132
"О подготовке и проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований"
(вместе с "Руководством по соблюдению действующих обязательных требований", "Программой профилактики нарушений обязательных требований")перевод вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения "для сельскохозяйственного производства" в другие виды;
"О подготовке и проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований"
(вместе с "Руководством по соблюдению действующих обязательных требований", "Программой профилактики нарушений обязательных требований")перевод вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения "для сельскохозяйственного производства" в другие виды;
Статья: О размере санкций за нарушение земельного законодательства
(Гусаров Д.Ю.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 9)Так, Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства в части недопущения самовольного занятия земельных участков и их использования по целевому назначению, а также обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
(Гусаров Д.Ю.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 9)Так, Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства в части недопущения самовольного занятия земельных участков и их использования по целевому назначению, а также обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Статья: Влияние законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на управление земельными ресурсами (земельный контроль)
(Герасимов А.А.)
("Землеустройство, кадастр и мониторинг земель", 2011, N 12)Кроме того, хотелось бы отметить, что Законом о защите прав юридических лиц не установлены критерии угроз жизни и здоровью людей, животных, окружающей среде и т.д., что создает, как представляется, условия для злоупотреблений со стороны органов прокуратуры. Так, в результате проведенной Росреестром плановой проверки использования земель сельскохозяйственного назначения в водоохранной и прирусловой зоне р. У, расположенных в административных границах Н-ской сельской администрации П-го района Н-ской области, были выявлены факты самовольного занятия земельного участка пастбищ площадью 0,5 га, нецелевого использования земельного участка с самовольным снятием, перемещением и уничтожением плодородного слоя почвы дорожным ремонтно-строительным предприятием. Материалы проверки были направлены в прокуратуру П-го района. Решение о проведении проверки, с целью привлечения к административной ответственности нарушителя земельного законодательства и последующего устранения нарушений, органом прокуратуры не принималось.
(Герасимов А.А.)
("Землеустройство, кадастр и мониторинг земель", 2011, N 12)Кроме того, хотелось бы отметить, что Законом о защите прав юридических лиц не установлены критерии угроз жизни и здоровью людей, животных, окружающей среде и т.д., что создает, как представляется, условия для злоупотреблений со стороны органов прокуратуры. Так, в результате проведенной Росреестром плановой проверки использования земель сельскохозяйственного назначения в водоохранной и прирусловой зоне р. У, расположенных в административных границах Н-ской сельской администрации П-го района Н-ской области, были выявлены факты самовольного занятия земельного участка пастбищ площадью 0,5 га, нецелевого использования земельного участка с самовольным снятием, перемещением и уничтожением плодородного слоя почвы дорожным ремонтно-строительным предприятием. Материалы проверки были направлены в прокуратуру П-го района. Решение о проведении проверки, с целью привлечения к административной ответственности нарушителя земельного законодательства и последующего устранения нарушений, органом прокуратуры не принималось.
Статья: Нужен ли России новый Земельный кодекс, адаптированный к условиям глобального потепления климата?
(Ибрагимов К.Х.)
("Правовые вопросы строительства", 2012, N 1)Затем в ст. 1 приводятся основные понятия, например, что такое: земля, почва, плодородие почв, земельный участок, особо ценные земли, естественная экологическая система, агроэкосистема, природный ландшафт, нормативы допустимого воздействия на почвенный покров, нормативы допустимых концентраций химических веществ в почвенной среде, лимиты на размещение на землях загрязняющих веществ и микроорганизмов, особо охраняемые территории, правовой режим земель, земельные отношения, земельная реформа, участники земельных отношений, объекты земельных отношений, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, водная и ветровая эрозия, вторичное засоление земель, биогенное загрязнение земель, деградация земель, рекультивация земель, мелиорация земель, почвенные, геоботанические, агрохимические обследования земель, межевые и геодезические знаки, дренажные работы, служебные наделы, государственная регистрация сделок с земельными участками, консервация и реквизиция земельных участков, гидротехнические сооружения, земли сельскохозяйственного назначения и использования, мониторинг земель, государственный земельный надзор, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков, фонд перераспределения земель, опустынивание, глобальное потепление климата, размерзание вечной мерзлоты, земли рекреационного назначения, земли природоохранного назначения, продовольственная безопасность, фитосанитарные меры, климатические риски для земель России, техногенно загрязненные земли, деградированные и малопродуктивные земли, планирование земли, сельскохозяйственное районирование земель, зонирование земель, изъятие земель, распоряжение земельным участком, центральный орган управления земельными ресурсами, залог земельного участка, самовольное занятие земельного участка, фонд перераспределения земель, целевое использование земель, земельный спор, земельный сервитут, охрана земель, изыскательские работы и др.
(Ибрагимов К.Х.)
("Правовые вопросы строительства", 2012, N 1)Затем в ст. 1 приводятся основные понятия, например, что такое: земля, почва, плодородие почв, земельный участок, особо ценные земли, естественная экологическая система, агроэкосистема, природный ландшафт, нормативы допустимого воздействия на почвенный покров, нормативы допустимых концентраций химических веществ в почвенной среде, лимиты на размещение на землях загрязняющих веществ и микроорганизмов, особо охраняемые территории, правовой режим земель, земельные отношения, земельная реформа, участники земельных отношений, объекты земельных отношений, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, водная и ветровая эрозия, вторичное засоление земель, биогенное загрязнение земель, деградация земель, рекультивация земель, мелиорация земель, почвенные, геоботанические, агрохимические обследования земель, межевые и геодезические знаки, дренажные работы, служебные наделы, государственная регистрация сделок с земельными участками, консервация и реквизиция земельных участков, гидротехнические сооружения, земли сельскохозяйственного назначения и использования, мониторинг земель, государственный земельный надзор, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков, фонд перераспределения земель, опустынивание, глобальное потепление климата, размерзание вечной мерзлоты, земли рекреационного назначения, земли природоохранного назначения, продовольственная безопасность, фитосанитарные меры, климатические риски для земель России, техногенно загрязненные земли, деградированные и малопродуктивные земли, планирование земли, сельскохозяйственное районирование земель, зонирование земель, изъятие земель, распоряжение земельным участком, центральный орган управления земельными ресурсами, залог земельного участка, самовольное занятие земельного участка, фонд перераспределения земель, целевое использование земель, земельный спор, земельный сервитут, охрана земель, изыскательские работы и др.
Статья: Самовольный захват земли: историческая и современная уголовно-правовая оценка
(Ивлева А.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2007, N 1)<12> Так, по мнению О.А. Самончика, отсутствие в УК РФ данного состава "представляется не совсем верным, поскольку данные правонарушения довольно распространены и могут причинять значительный ущерб субъектам, использующим земли сельскохозяйственного назначения"; нецелесообразным считает исключение самовольного захвата земельных участков из числа преступлений и А.Н. Манакин, указывающий, что "установление уголовной ответственности... явилось бы логическим продолжением... правовых мер по профилактике и пресечению деяний, состоящих в самовольном захвате земельных участков". Гораздо более жесткую позицию по данному вопросу занимает Ю.В. Попова, считающая "абсолютно неприемлемой ситуацию отсутствия уголовной ответственности за самовольный захват". По ее мнению, исключение данной статьи "стало фактором широкого распространения этого явления". См.: Самончик О.А. Правовые проблемы рационального использования земли в сельском хозяйстве Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 2. С. 83; Манакин А.Н. Уголовно-правовая охрана земельных отношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 75; Попова Ю.В. Уголовно-правовая охрана земли: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 29.
(Ивлева А.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2007, N 1)<12> Так, по мнению О.А. Самончика, отсутствие в УК РФ данного состава "представляется не совсем верным, поскольку данные правонарушения довольно распространены и могут причинять значительный ущерб субъектам, использующим земли сельскохозяйственного назначения"; нецелесообразным считает исключение самовольного захвата земельных участков из числа преступлений и А.Н. Манакин, указывающий, что "установление уголовной ответственности... явилось бы логическим продолжением... правовых мер по профилактике и пресечению деяний, состоящих в самовольном захвате земельных участков". Гораздо более жесткую позицию по данному вопросу занимает Ю.В. Попова, считающая "абсолютно неприемлемой ситуацию отсутствия уголовной ответственности за самовольный захват". По ее мнению, исключение данной статьи "стало фактором широкого распространения этого явления". См.: Самончик О.А. Правовые проблемы рационального использования земли в сельском хозяйстве Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 2. С. 83; Манакин А.Н. Уголовно-правовая охрана земельных отношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 75; Попова Ю.В. Уголовно-правовая охрана земли: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 29.
Статья: Состояние преступности в сфере оборота земли на территории Приморского края
(Жерновой М.В., Дорохов А.П.)
("Российский следователь", 2009, N 8)Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений <4>. Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день в различных районах Приморского края составляет самовольное занятие земельного участка лесного фонда порядка 73 случаев <5>.
(Жерновой М.В., Дорохов А.П.)
("Российский следователь", 2009, N 8)Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений <4>. Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день в различных районах Приморского края составляет самовольное занятие земельного участка лесного фонда порядка 73 случаев <5>.
Статья: Земля как объект коррупции
(Олейник Л.В.)
("Российский следователь", 2013, N 1)- переводе земель из одной категории в другую, не предусмотренную для данных целей с последующим предоставлением в собственность соответствующих лиц (например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов);
(Олейник Л.В.)
("Российский следователь", 2013, N 1)- переводе земель из одной категории в другую, не предусмотренную для данных целей с последующим предоставлением в собственность соответствующих лиц (например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов);
Статья: Надзор за исполнением земельного законодательства и Закона РФ "О недрах"
(Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В.)
("Законность", 2014, N 10)Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, недропользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых, целевое использование земель, самовольный захват земельного участка, рекультивация земель.
(Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В.)
("Законность", 2014, N 10)Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, недропользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых, целевое использование земель, самовольный захват земельного участка, рекультивация земель.
"Земля: Справочник собственника и арендатора"
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица (предприятия, организации, учреждения), исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы управления земельными ресурсами и др. С учетом принятого Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъектами земельных правонарушений могут быть иностранные юридические лица, лица без гражданства и иностранные граждане.
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица (предприятия, организации, учреждения), исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы управления земельными ресурсами и др. С учетом принятого Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъектами земельных правонарушений могут быть иностранные юридические лица, лица без гражданства и иностранные граждане.
Статья: Споры о возврате самовольно занятых земельных участков
(Вахрушева Ю.)
("Жилищное право", 2014, N 7)С иском о возврате самовольно занятого земельного участка обращается правообладатель данного земельного участка, чье право нарушено его незаконным использованием другими лицами. Также с требованиями об освобождении самовольно занятого земельного участка могут обращаться уполномоченные государственные и муниципальные органы в отношении земельных участков, относящихся к государственной или муниципальной собственности, а также органы, осуществляющие контроль за законностью использования земли, в том числе земель определенных категорий (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда и прочие).
(Вахрушева Ю.)
("Жилищное право", 2014, N 7)С иском о возврате самовольно занятого земельного участка обращается правообладатель данного земельного участка, чье право нарушено его незаконным использованием другими лицами. Также с требованиями об освобождении самовольно занятого земельного участка могут обращаться уполномоченные государственные и муниципальные органы в отношении земельных участков, относящихся к государственной или муниципальной собственности, а также органы, осуществляющие контроль за законностью использования земли, в том числе земель определенных категорий (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда и прочие).
Вопрос: ...В чем отличие государственного земельного контроля от муниципального земельного контроля? Вправе ли должностные лица органов муниципального земельного контроля привлекать нарушителей земельного законодательства к административной ответственности? Не получится ли, что лицо может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение в сфере земельного законодательства, что противоречит КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2007)Согласно п. 1 Положения государственный земельный контроль осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - в отношении всех категории земель (п. 3 Положения); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, за исключением контроля за целевым использованием земельных участков указанных категорий, а также недопущением самовольного занятия земельных участков и использования их без правоустанавливающих документов (п. 4 Положения); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в отношении земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия и агроландшафтов земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, проводит мероприятия, направленные на предотвращение порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве (п. 5 Положения)).
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2007)Согласно п. 1 Положения государственный земельный контроль осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - в отношении всех категории земель (п. 3 Положения); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, за исключением контроля за целевым использованием земельных участков указанных категорий, а также недопущением самовольного занятия земельных участков и использования их без правоустанавливающих документов (п. 4 Положения); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в отношении земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия и агроландшафтов земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, проводит мероприятия, направленные на предотвращение порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве (п. 5 Положения)).