Самовольная реконструкция объектов капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольная реконструкция объектов капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 222 ГК РФТребование о допустимости использования созданного в результате реконструкции (строительстве нового) нежилого объекта не может разрешаться в порядке п. 3 ст. 222 ГК РФ >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФ"В свою очередь, в статье 49 названного Кодекса предусматриваются случаи, когда проектная документация подлежит экспертизе, а также регламентируется порядок проведения экспертизы проектной документации. Экспертиза не проводится, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство; экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства; Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Самовольная реконструкция объектов капитального строительства, если это приводит к изменению ее параметров, частей (высоты, количества этажей, площади, объема), вызывает необходимость привести постройку в соответствие установленным требованиям, а когда это невозможно - снести ее. При этом, если в установленном порядке зарегистрировано право собственности на объект (его часть), который впоследствии самовольно реконструирован, вопрос о его сносе нельзя разрешить в административном порядке (п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. п. 5, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44). Как далее отмечено в п. 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями при наличии оснований, установленных п. 1 ст. 222 ГК РФ. При наличии технической возможности такая постройка может быть приведена в соответствие с установленными требованиями путем демонтажа только той части объекта, которая была создана в результате реконструкции (например, самовольно возведенной пристройки).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Самовольная реконструкция объектов капитального строительства, если это приводит к изменению ее параметров, частей (высоты, количества этажей, площади, объема), вызывает необходимость привести постройку в соответствие установленным требованиям, а когда это невозможно - снести ее. При этом, если в установленном порядке зарегистрировано право собственности на объект (его часть), который впоследствии самовольно реконструирован, вопрос о его сносе нельзя разрешить в административном порядке (п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. п. 5, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44). Как далее отмечено в п. 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями при наличии оснований, установленных п. 1 ст. 222 ГК РФ. При наличии технической возможности такая постройка может быть приведена в соответствие с установленными требованиями путем демонтажа только той части объекта, которая была создана в результате реконструкции (например, самовольно возведенной пристройки).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
(ред. от 31.07.2025)2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Аналогичное правило, исключающее необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, установлено п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесение изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1>. В то же время земельное и лесное законодательство предусматривает предоставление права пользования земельными и лесными участками для эксплуатации находящихся на них линейных объектов на общем основании.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Аналогичное правило, исключающее необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, установлено п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесение изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1>. В то же время земельное и лесное законодательство предусматривает предоставление права пользования земельными и лесными участками для эксплуатации находящихся на них линейных объектов на общем основании.
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Абзац 14 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2021 N 1173).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Абзац 14 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2021 N 1173).
Статья: Эколого-правовой аспект развития возобновляемой энергетики в сельском хозяйстве
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Для отдельных видов объектов возобновляемой энергетики процедура размещения, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, существенно упрощена. Так, отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее чем 250 м, а также солнечные батареи включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешения <14>.
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Для отдельных видов объектов возобновляемой энергетики процедура размещения, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, существенно упрощена. Так, отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее чем 250 м, а также солнечные батареи включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешения <14>.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство объекта, эксплуатация допускается после окончания их строительства, реконструкции и возникновения прав на них (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ). При капремонте зданий или сооружений их можно эксплуатировать после завершения капремонта (ч. 4 ст. 55.24 ГрК РФ). Полагаем, что строительство (реконструкцию, капремонт) нельзя считать оконченным до того, как подрядчик уведомил заказчика о готовности результата работ к сдаче, а заказчик осуществил приемку этого результата. Такой вывод можно сделать из анализа п. п. 1, 4 ст. 753 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство объекта, эксплуатация допускается после окончания их строительства, реконструкции и возникновения прав на них (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ). При капремонте зданий или сооружений их можно эксплуатировать после завершения капремонта (ч. 4 ст. 55.24 ГрК РФ). Полагаем, что строительство (реконструкцию, капремонт) нельзя считать оконченным до того, как подрядчик уведомил заказчика о готовности результата работ к сдаче, а заказчик осуществил приемку этого результата. Такой вывод можно сделать из анализа п. п. 1, 4 ст. 753 ГК РФ.
Статья: Эксплуатация без разрешения на ввод. Штрафовать нельзя!
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Частью 5 ст. 9.5 КоАП РФ установлена ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство) для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 руб.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Частью 5 ст. 9.5 КоАП РФ установлена ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство) для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 руб.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)<257> Наумова О. Самовольное строительство и реконструкция объектов капитального строительства // Жилищное право. 2019. N 2. С. 49.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)<257> Наумова О. Самовольное строительство и реконструкция объектов капитального строительства // Жилищное право. 2019. N 2. С. 49.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение разрешенного использования земельного участка в городе Москве
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Несмотря на то что арбитражные суды последовательно высказывают позицию о том, что использование земельного участка с самовольной постройкой на нем не является нарушением части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, ГИН также последовательно настаивает на привлечении к административной ответственности за "использование" как в арбитражных судах <3> (по делам против компаний), так и в судах общей юрисдикции <4> (по делам против должностных лиц), если не может доказать факт причастности "нарушителя" к самовольному строительству (реконструкции) объекта.
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Несмотря на то что арбитражные суды последовательно высказывают позицию о том, что использование земельного участка с самовольной постройкой на нем не является нарушением части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, ГИН также последовательно настаивает на привлечении к административной ответственности за "использование" как в арбитражных судах <3> (по делам против компаний), так и в судах общей юрисдикции <4> (по делам против должностных лиц), если не может доказать факт причастности "нарушителя" к самовольному строительству (реконструкции) объекта.