Рубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Рубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 77-1104/2023 (УИД 75RS0014-01-2021-000287-96)
Приговор: По ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений).
Определение: Акты оставлены без изменения.Доводы стороны защиты о том, что Д. полагал, что рубку деревьев он осуществлял на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, на который он, якобы, имел надлежащим образом оформленные документы, опровергаются не только фактическим отсутствием таких документов у стороны защиты, но и показаниями специалиста ФИО11, а также схемой, предоставленной органу следствия самим осужденным, из которой следует, что указанный на его схеме участок с участком, на котором он фактически произвел рубку, не совпадает.
Приговор: По ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений).
Определение: Акты оставлены без изменения.Доводы стороны защиты о том, что Д. полагал, что рубку деревьев он осуществлял на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, на который он, якобы, имел надлежащим образом оформленные документы, опровергаются не только фактическим отсутствием таких документов у стороны защиты, но и показаниями специалиста ФИО11, а также схемой, предоставленной органу следствия самим осужденным, из которой следует, что указанный на его схеме участок с участком, на котором он фактически произвел рубку, не совпадает.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.11.2023 N 33-20655/2023 (УИД 03RS0028-01-2023-000573-37)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: Истец указал, что совершение незаконной рубки лесных насаждений стало возможным вследствие неисполнения ответчиком возложенных на него договором аренды земельного участка обязанностей по обеспечению охраны лесного участка от лесонарушений.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия обращает внимание на то, что определение экспертами местонахождения места рубки деревьев по координатам, установленным в рамках возбужденного уголовного дела на земельных участках, имеющих категорию - земли сельскохозяйственного назначения не подтверждает доводы ответчика, что указанный участок не передан ему по договору аренды, и не входит в земли государственного лесного фонда.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: Истец указал, что совершение незаконной рубки лесных насаждений стало возможным вследствие неисполнения ответчиком возложенных на него договором аренды земельного участка обязанностей по обеспечению охраны лесного участка от лесонарушений.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия обращает внимание на то, что определение экспертами местонахождения места рубки деревьев по координатам, установленным в рамках возбужденного уголовного дела на земельных участках, имеющих категорию - земли сельскохозяйственного назначения не подтверждает доводы ответчика, что указанный участок не передан ему по договору аренды, и не входит в земли государственного лесного фонда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)О том, что функция, выполняемая лесом, имеет наиглавнейшее значение при квалификации рубки как экологического или экономического преступления, свидетельствует правоприменительная практика по делам о рубках деревьев на землях сельскохозяйственного назначения.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)О том, что функция, выполняемая лесом, имеет наиглавнейшее значение при квалификации рубки как экологического или экономического преступления, свидетельствует правоприменительная практика по делам о рубках деревьев на землях сельскохозяйственного назначения.
Статья: Комплексное осуществление прокуратурой своих функций при защите интересов Российской Федерации в сфере лесных отношений
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Речь идет о том, что, конечно, незаконную рубку лесных насаждений можно оперативно прекратить, установить виновных и привлечь их к административной либо уголовной ответственности, обеспечить лесовосстановление, в то же время намного сложнее пресечь истребление леса под видом мелиоративных мероприятий на землях бывших колхозов и совхозов, ранее незаконно переведенных в земли сельскохозяйственного назначения и в дальнейшем органом местного самоуправления проданных в частные руки. В этом случае административная и уголовная ответственность неприменимы, поскольку рубка деревьев, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, не относится к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений) и 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений) УК РФ <2>.
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Речь идет о том, что, конечно, незаконную рубку лесных насаждений можно оперативно прекратить, установить виновных и привлечь их к административной либо уголовной ответственности, обеспечить лесовосстановление, в то же время намного сложнее пресечь истребление леса под видом мелиоративных мероприятий на землях бывших колхозов и совхозов, ранее незаконно переведенных в земли сельскохозяйственного назначения и в дальнейшем органом местного самоуправления проданных в частные руки. В этом случае административная и уголовная ответственность неприменимы, поскольку рубка деревьев, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, не относится к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений) и 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений) УК РФ <2>.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)- ведомость лесотаксационных выделов (земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), в которых проектируется осуществление мероприятий по научно-исследовательской и/или образовательной деятельности и проектируемый объем рубок лесных насаждений, проводимых в целях научно-исследовательской, образовательной деятельности.
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)- ведомость лесотаксационных выделов (земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), в которых проектируется осуществление мероприятий по научно-исследовательской и/или образовательной деятельности и проектируемый объем рубок лесных насаждений, проводимых в целях научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
Статья: Баланс конституционных ценностей как основа уголовной ответственности за экологические преступления
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Обеспечение законодателем баланса конституционных ценностей затрагивает и вопрос о необходимом соотношении экономических и экологических прав. В силу статьи 36 Конституции РФ свобода правомочий собственника земли ограничена, в частности, пределом, когда хозяйственная деятельность (или бездеятельность) наносит ущерб окружающей среде. Конституционный Суд РФ отмечал, что в нормах экологического законодательства могут быть закреплены обязанности собственника, обусловленные конституционной обязанностью сохранять природу, в том числе предполагающие несение им расходов <26>. Толкование, которое дано Пленумом Верховного Суда РФ ст. 260 УК РФ, исключает из предмета такого экологического преступления, как незаконная рубка лесных насаждений, те деревья, которые произрастают на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных, садовых, дачных и тому подобных участках <27>. С учетом отнесения таких растений (в том числе особо охраняемых) к категории имущества владелец земельного участка не ограничен в своих действиях, даже если они заведомо угрожают биоразнообразию флоры. Представляется, что на строгом конституционном основании можно говорить о допустимости признания общественно опасных злоупотреблений правомочиями собственника в качестве экологических преступлений, что требует изменений на уровне уголовного закона или в его официальном толковании.
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Обеспечение законодателем баланса конституционных ценностей затрагивает и вопрос о необходимом соотношении экономических и экологических прав. В силу статьи 36 Конституции РФ свобода правомочий собственника земли ограничена, в частности, пределом, когда хозяйственная деятельность (или бездеятельность) наносит ущерб окружающей среде. Конституционный Суд РФ отмечал, что в нормах экологического законодательства могут быть закреплены обязанности собственника, обусловленные конституционной обязанностью сохранять природу, в том числе предполагающие несение им расходов <26>. Толкование, которое дано Пленумом Верховного Суда РФ ст. 260 УК РФ, исключает из предмета такого экологического преступления, как незаконная рубка лесных насаждений, те деревья, которые произрастают на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных, садовых, дачных и тому подобных участках <27>. С учетом отнесения таких растений (в том числе особо охраняемых) к категории имущества владелец земельного участка не ограничен в своих действиях, даже если они заведомо угрожают биоразнообразию флоры. Представляется, что на строгом конституционном основании можно говорить о допустимости признания общественно опасных злоупотреблений правомочиями собственника в качестве экологических преступлений, что требует изменений на уровне уголовного закона или в его официальном толковании.
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Следует отметить, что многие вопросы по защитному лесоразведению долгое время оставались на федеральном уровне неурегулированными (например, учет, инвентаризация). Попытки урегулировать вопросы в данной сфере и таким образом восполнить образовавшиеся в федеральном законодательстве правовые пробелы активно предпринимаются в порядке "опережающего нормотворчества" отдельными субъектами Российской Федерации. Так, Законы о защитных лесонасаждениях изданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской, Волгоградской, Воронежской областях <16>. Они регламентируют отношения, связанные с распределением полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, ведением реестра, инвентаризацией защитных лесных насаждений, проведением мероприятий по защитному лесоразведению, реконструкции, сохранению, воспроизводству насаждений и др. <17> Например, согласно указанным Законам на земельных участках, занятых лесополосами, запрещается: разведение костров, сжигание сухой травы, размещение грузов, рубка деревьев и кустарников, их повреждение и уничтожение, за исключением особых случаев, захламление и загрязнение земельных участков, в том числе ремонт и мойка транспортных средств, возведение некапитальных сооружений, в результате которых повреждаются или уничтожаются деревья, кустарники.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Следует отметить, что многие вопросы по защитному лесоразведению долгое время оставались на федеральном уровне неурегулированными (например, учет, инвентаризация). Попытки урегулировать вопросы в данной сфере и таким образом восполнить образовавшиеся в федеральном законодательстве правовые пробелы активно предпринимаются в порядке "опережающего нормотворчества" отдельными субъектами Российской Федерации. Так, Законы о защитных лесонасаждениях изданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской, Волгоградской, Воронежской областях <16>. Они регламентируют отношения, связанные с распределением полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, ведением реестра, инвентаризацией защитных лесных насаждений, проведением мероприятий по защитному лесоразведению, реконструкции, сохранению, воспроизводству насаждений и др. <17> Например, согласно указанным Законам на земельных участках, занятых лесополосами, запрещается: разведение костров, сжигание сухой травы, размещение грузов, рубка деревьев и кустарников, их повреждение и уничтожение, за исключением особых случаев, захламление и загрязнение земельных участков, в том числе ремонт и мойка транспортных средств, возведение некапитальных сооружений, в результате которых повреждаются или уничтожаются деревья, кустарники.
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Таким образом, с уверенностью можно сказать, что на сельскохозяйственных землях расчищать древесно-кустарниковую растительность в целях повышения плодородия собственник имеет право. В то же время в иных случаях любое многолетнее насаждение нельзя срубить даже собственнику участка.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Таким образом, с уверенностью можно сказать, что на сельскохозяйственных землях расчищать древесно-кустарниковую растительность в целях повышения плодородия собственник имеет право. В то же время в иных случаях любое многолетнее насаждение нельзя срубить даже собственнику участка.
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Во-первых, для того чтобы начать использовать землю сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена. ЛК РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего защитные. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации <14> (далее - ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Во-первых, для того чтобы начать использовать землю сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена. ЛК РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего защитные. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации <14> (далее - ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.
Статья: К вопросам квалификации преступных деяний в сфере земельных отношений: анализ правовых позиций судов общей юрисдикции
(Литра Е.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Так, незаконная рубка деревьев и древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения в одних случаях правоприменителями квалифицируется как кража по ст. 158 УК РФ <2>, в других те же деяния квалифицируются как незаконная рубка по ст. 260 УК РФ. Как следует из материалов уголовных дел, при квалификации незаконной рубки лесополос не учитывается правовой режим их охраны, определяемый категорией земель (поросль деревьев, выросшая естественным образом на пашне, не может выступать предметом кражи), а также размер ущерба, рассчитанный по ставкам таксы за ущерб, причинный лесному хозяйству с учетом повышающих коэффициентов, который является основным критерием преступности рассматриваемого деяния, отличающим его от административного противоправного проступка, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ <3>. В ходе следствия неоднократно меняется сумма нанесенного незаконной рубкой деревьев ущерба, что существенным образом влияет на квалификацию преступления и меру уголовной ответственности.
(Литра Е.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Так, незаконная рубка деревьев и древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения в одних случаях правоприменителями квалифицируется как кража по ст. 158 УК РФ <2>, в других те же деяния квалифицируются как незаконная рубка по ст. 260 УК РФ. Как следует из материалов уголовных дел, при квалификации незаконной рубки лесополос не учитывается правовой режим их охраны, определяемый категорией земель (поросль деревьев, выросшая естественным образом на пашне, не может выступать предметом кражи), а также размер ущерба, рассчитанный по ставкам таксы за ущерб, причинный лесному хозяйству с учетом повышающих коэффициентов, который является основным критерием преступности рассматриваемого деяния, отличающим его от административного противоправного проступка, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ <3>. В ходе следствия неоднократно меняется сумма нанесенного незаконной рубкой деревьев ущерба, что существенным образом влияет на квалификацию преступления и меру уголовной ответственности.