Риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как можно распорядиться суммой положительного сальдо ЕНС?
(Чимидова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)ФНС России в Письме от 27.05.2025 N БС-17-11/1431@ отмечает, что инспекторы стараются реализовать данное право на вычет физлиц в короткие сроки, то есть "закрыть камералку" могут и раньше трех месяцев. "Следует отметить, что налоговыми органами в настоящее время применяется риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ с заявленными налоговыми вычетами, в результате чего сокращен фактический срок проведения таких проверок", - говорится в названном выше Письме ФНС России.
(Чимидова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)ФНС России в Письме от 27.05.2025 N БС-17-11/1431@ отмечает, что инспекторы стараются реализовать данное право на вычет физлиц в короткие сроки, то есть "закрыть камералку" могут и раньше трех месяцев. "Следует отметить, что налоговыми органами в настоящее время применяется риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ с заявленными налоговыми вычетами, в результате чего сокращен фактический срок проведения таких проверок", - говорится в названном выше Письме ФНС России.
Вопрос: О проведении зачета (возврата) денежных средств в рамках ЕНС, о порядке получения вычетов по НДФЛ, а также об основаниях для отказа в приеме налоговым органом декларации по форме 3-НДФЛ.
(Письмо ФНС России от 27.05.2025 N БС-17-11/1431@)Следует отметить, что налоговыми органами в настоящее время применяется риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ с заявленными налоговыми вычетами, в результате чего сокращен фактический срок проведения таких проверок (в частности, по декларациям, по которым представлен полный комплект документов и налоговыми органами не выявлены по ним нарушения, обязанность налогоплательщика по декларированию доходов отсутствует, а также у налоговых органов имеется информация о доходах, по которым налогоплательщик заявляет налоговые вычеты).
(Письмо ФНС России от 27.05.2025 N БС-17-11/1431@)Следует отметить, что налоговыми органами в настоящее время применяется риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ с заявленными налоговыми вычетами, в результате чего сокращен фактический срок проведения таких проверок (в частности, по декларациям, по которым представлен полный комплект документов и налоговыми органами не выявлены по ним нарушения, обязанность налогоплательщика по декларированию доходов отсутствует, а также у налоговых органов имеется информация о доходах, по которым налогоплательщик заявляет налоговые вычеты).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589
"О направлении формата реестра документов по льготе по НДС"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций")Федеральная налоговая служба взамен письма ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@, а также в целях повышения качества администрирования налога на добавленную стоимость при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 (далее - налоговая льгота), сообщает следующее.
"О направлении формата реестра документов по льготе по НДС"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций")Федеральная налоговая служба взамен письма ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@, а также в целях повышения качества администрирования налога на добавленную стоимость при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 (далее - налоговая льгота), сообщает следующее.
<Информация> ФНС России
<О камеральной налоговой проверке декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию>Применение риск-ориентированного подхода при проведении камеральных проверок уменьшит издержки по привлечению банковских гарантий и затраты налогоплательщиков на соблюдение требований налогового законодательства. Кроме того, получить возмещение по акцизам теперь можно быстрее, что обеспечит более комфортные условия ведения бизнеса.
<О камеральной налоговой проверке декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию>Применение риск-ориентированного подхода при проведении камеральных проверок уменьшит издержки по привлечению банковских гарантий и затраты налогоплательщиков на соблюдение требований налогового законодательства. Кроме того, получить возмещение по акцизам теперь можно быстрее, что обеспечит более комфортные условия ведения бизнеса.
Статья: Госфинконтроль: уточнен порядок проведения проверок
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)- результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля;
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)- результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время при проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются риск-ориентированным подходом <211>, который представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности <212>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время при проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются риск-ориентированным подходом <211>, который представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности <212>.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Деятельность Федерального казначейства по внутреннему государственному финансовому контролю делится на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Деятельность Федерального казначейства по внутреннему государственному финансовому контролю делится на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)88. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)88. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".