Регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.10.2024 N 33-25736/2024 (УИД 78RS0006-01-2023-005010-82)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, расходов на оплату услуг эвакуатора и эксперта.
Обстоятельства: Истец, управляя принадлежащим ему транспортным средством, на неосвещенном участке автомобильной дороги, совершил наезд на препятствие - яму на проезжей части, в результате чего автомобиль получил технические повреждения, причиненный ущерб истец полагает возможным взыскать с ответчиков.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.При этом бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные автомобильные дороги, паспортизации дорог, надлежащему содержанию дорог не может являться основанием для освобождения его от ответственности за причинение вреда.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, расходов на оплату услуг эвакуатора и эксперта.
Обстоятельства: Истец, управляя принадлежащим ему транспортным средством, на неосвещенном участке автомобильной дороги, совершил наезд на препятствие - яму на проезжей части, в результате чего автомобиль получил технические повреждения, причиненный ущерб истец полагает возможным взыскать с ответчиков.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.При этом бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные автомобильные дороги, паспортизации дорог, надлежащему содержанию дорог не может являться основанием для освобождения его от ответственности за причинение вреда.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88А-9139/2024 (УИД 26RS0002-01-2023-006602-19)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования не включены. Дороги на балансе местных органов самоуправления не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения не приняты.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования не включены. Дороги на балансе местных органов самоуправления не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения не приняты.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и подразделений органов внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- межевание, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых автодорогами и в отношении автодорог как объектов недвижимого имущества, паспортизация, инвентаризация и государственная регистрация права муниципальной собственности на эти земельные участки и автодороги и другими.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- межевание, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых автодорогами и в отношении автодорог как объектов недвижимого имущества, паспортизация, инвентаризация и государственная регистрация права муниципальной собственности на эти земельные участки и автодороги и другими.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 N 692
(ред. от 28.02.2024)
"Об утверждении особенностей регулирования отношений в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также особенностей государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для размещения указанных автомобильных дорог"1. Установить, что со дня включения в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области автомобильных дорог общего пользования (их участков) (далее - автомобильные дороги) допускается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог, за счет средств соответствующих бюджетов.
(ред. от 28.02.2024)
"Об утверждении особенностей регулирования отношений в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также особенностей государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для размещения указанных автомобильных дорог"1. Установить, что со дня включения в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области автомобильных дорог общего пользования (их участков) (далее - автомобильные дороги) допускается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог, за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопрос: Как признать дорогу бесхозяйной и поставить на учет как бесхозяйное имущество?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автомобильная дорога является бесхозяйной, если у нее нет собственника или собственник неизвестен. Для признания ее таковой необходимо подтвердить данный факт путем предоставления документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; документа, подтверждающего, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автомобильная дорога является бесхозяйной, если у нее нет собственника или собственник неизвестен. Для признания ее таковой необходимо подтвердить данный факт путем предоставления документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; документа, подтверждающего, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Статья: Ремонт и содержание автодорог в 2023 - 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог, относятся к собственности муниципального района (ч. 10 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог, относятся к собственности муниципального района (ч. 10 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
Статья: Комментарий к ст. 1082 ГК РФ в части требования о возмещении вреда в натуре
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 6)2.3. В-третьих, в ряде случаев факт причинения вреда порождает специальные правовые последствия. Так, санкцией может выступать непризнание юридического эффекта за действиями, совершенными правонарушителем <2>. Подобные последствия могут быть реакцией, например, на злоупотребление правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ) и (или) на совершение ничтожной сделки (п. 1 ст. 167 ГК РФ). При этом функционально схожий результат в ряде случаев мог бы быть достигнут и посредством применения ст. 1082 ГК РФ - путем признания правовых последствий наступившими с одновременной фиксацией за потерпевшим права требовать возмещения вреда в натуре. Иллюстрацией может служить дело, в рамках которого на собственника земельного участка с разрешенным использованием "для строительства дорог" была возложена обязанность обустроить его автомобильными дорогами с твердым покрытием и тротуарами шириной 1,5 - 2 м. При этом указанный земельный участок был образован в результате разделения собственником более крупного земельного участка, часть которого была реализована под индивидуальное жилищное строительство. Не осуществив строительство дорог, собственник продал указанный земельный участок другому обществу, которое сразу после государственной регистрации за ним права собственности заявило отказ от права собственности на него, что повлекло переход данного участка в муниципальную собственность. В данном случае суд мог бы оценить сделку по купле-продаже земельного участка как ничтожную, направленную на освобождение первоначального собственника от обязанностей по строительству дорог и на обход ст. 236 ГК РФ <3>. В то же время суды не ссылались на ничтожность сделок, но достигли того же результата посредством применения ст. 1082 ГК РФ. Приведенные действия первоначального собственника были расценены судом как направленные на уклонение от исполнения своих обязательств по обустройству данного земельного участка и незаконного возложения данных обязанностей на муниципалитет. Суды указали, что первоначальный собственник нарушил баланс имущественных интересов, поскольку извлек прибыль из доходной части участка, а затратную часть участка, искусственно сформированного им, возложил на муниципалитет. Применив ст. 1082 ГК РФ, суды обязали первоначального собственника возместить вред в натуре посредством строительства соответствующих дорог <4>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 6)2.3. В-третьих, в ряде случаев факт причинения вреда порождает специальные правовые последствия. Так, санкцией может выступать непризнание юридического эффекта за действиями, совершенными правонарушителем <2>. Подобные последствия могут быть реакцией, например, на злоупотребление правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ) и (или) на совершение ничтожной сделки (п. 1 ст. 167 ГК РФ). При этом функционально схожий результат в ряде случаев мог бы быть достигнут и посредством применения ст. 1082 ГК РФ - путем признания правовых последствий наступившими с одновременной фиксацией за потерпевшим права требовать возмещения вреда в натуре. Иллюстрацией может служить дело, в рамках которого на собственника земельного участка с разрешенным использованием "для строительства дорог" была возложена обязанность обустроить его автомобильными дорогами с твердым покрытием и тротуарами шириной 1,5 - 2 м. При этом указанный земельный участок был образован в результате разделения собственником более крупного земельного участка, часть которого была реализована под индивидуальное жилищное строительство. Не осуществив строительство дорог, собственник продал указанный земельный участок другому обществу, которое сразу после государственной регистрации за ним права собственности заявило отказ от права собственности на него, что повлекло переход данного участка в муниципальную собственность. В данном случае суд мог бы оценить сделку по купле-продаже земельного участка как ничтожную, направленную на освобождение первоначального собственника от обязанностей по строительству дорог и на обход ст. 236 ГК РФ <3>. В то же время суды не ссылались на ничтожность сделок, но достигли того же результата посредством применения ст. 1082 ГК РФ. Приведенные действия первоначального собственника были расценены судом как направленные на уклонение от исполнения своих обязательств по обустройству данного земельного участка и незаконного возложения данных обязанностей на муниципалитет. Суды указали, что первоначальный собственник нарушил баланс имущественных интересов, поскольку извлек прибыль из доходной части участка, а затратную часть участка, искусственно сформированного им, возложил на муниципалитет. Применив ст. 1082 ГК РФ, суды обязали первоначального собственника возместить вред в натуре посредством строительства соответствующих дорог <4>.