Разумный срок замены некачественного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Разумный срок замены некачественного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: По договору мены сторона не вправе требовать уменьшения покупной цены переданного ей товара ненадлежащего качества и дополнительной передачи товара в объеме, соответствующем сумме, на которую уменьшена его стоимость
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69
Применимые нормы: ст. ст. 15, 393, 475, п. 2 ст. 567 ГК РФ- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69
Применимые нормы: ст. ст. 15, 393, 475, п. 2 ст. 567 ГК РФ- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 N 18АП-8892/2024 по делу N А76-8049/2024
Требование: О взыскании стоимости некачественного товара по договору поставки, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки товара, не соответствующего требованиям договора, неисполнения ответчиком обязательств без промедления заменить поставленные товары либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Установив факт просрочки исполнения обязательства по возврату уплаченных за некачественный товар денежных средств, суд посчитал обоснованным требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требование: О взыскании стоимости некачественного товара по договору поставки, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки товара, не соответствующего требованиям договора, неисполнения ответчиком обязательств без промедления заменить поставленные товары либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Установив факт просрочки исполнения обязательства по возврату уплаченных за некачественный товар денежных средств, суд посчитал обоснованным требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Может ли покупатель взыскать с поставщика расходы на покупку товара у третьих лиц в случае недопоставки товара по договору
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о том, что обществом "ГУ АКХС" требования о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок обществу "Генерация" не предъявлены; разумный срок для устранения недостатков, предусмотренный п. 1 ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчику не предоставлен, товар приобретен истцом у другого поставщика 10.12.2010, то есть незамедлительно после подписания актов дефектации трансформаторов от 08.12.2010 N 1, 2, 3, 4, что подтверждается договором от 10.12.2010 N 445-10, платежным поручением от 09.12.2010 N 3449 на предоплату за трансформаторы по счету от 08.12.2010 N 411.
Может ли покупатель взыскать с поставщика расходы на покупку товара у третьих лиц в случае недопоставки товара по договору
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о том, что обществом "ГУ АКХС" требования о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок обществу "Генерация" не предъявлены; разумный срок для устранения недостатков, предусмотренный п. 1 ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчику не предоставлен, товар приобретен истцом у другого поставщика 10.12.2010, то есть незамедлительно после подписания актов дефектации трансформаторов от 08.12.2010 N 1, 2, 3, 4, что подтверждается договором от 10.12.2010 N 445-10, платежным поручением от 09.12.2010 N 3449 на предоплату за трансформаторы по счету от 08.12.2010 N 411.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Может ли покупатель отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он воспользовался правами на уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков товара или на возмещение своих расходов на их устранение
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: покупатель, воспользовавшийся правами на соразмерное уменьшение покупной цены, на безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок, на возмещение своих расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ), не может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ), если недостатки были устранены.
Может ли покупатель отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он воспользовался правами на уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков товара или на возмещение своих расходов на их устранение
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: покупатель, воспользовавшийся правами на соразмерное уменьшение покупной цены, на безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок, на возмещение своих расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ), не может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ), если недостатки были устранены.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
(ред. от 24.06.2025)2. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69
"Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены"В сложившихся отношениях товарищество вправе по своему выбору потребовать от контрагента безвозмездного устранения недостатков полученного товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени) (статья 475 ГК РФ) или возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанности по передаче товаров (статьи 15 и 393 ГК РФ), - при отказе от исполнения договора.
"Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены"В сложившихся отношениях товарищество вправе по своему выбору потребовать от контрагента безвозмездного устранения недостатков полученного товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени) (статья 475 ГК РФ) или возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанности по передаче товаров (статьи 15 и 393 ГК РФ), - при отказе от исполнения договора.
Вопрос: Организация продает бытовую технику. В случае выявления брака (бракованной детали) покупателем организация отправляет ему новую деталь для замены бракованной. Покупатель не высылает бракованную деталь и не обращается в сервисный центр за ремонтом. Облагается ли НДС замена бракованной детали на качественную для физлиц?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца, в частности, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца, в частности, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Должен ли покупатель по договору купли-продажи для взыскания с продавца стоимости товара, переданного без относящихся к нему документов, доказать, что он затребовал и не получил эти документы
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии со ст. ст. 456, 464 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также его принадлежности и относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. При этом в случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не были переданы продавцом в срок, назначенный ему покупателем, то последний вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором. Из ст. 475 ГК РФ вытекает, что в случаях существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или же потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. В ст. 514 ГК РФ предусмотрено, что поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. А в случае, если поставщик в этот срок не распорядится товаром, то покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.
Должен ли покупатель по договору купли-продажи для взыскания с продавца стоимости товара, переданного без относящихся к нему документов, доказать, что он затребовал и не получил эти документы
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии со ст. ст. 456, 464 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также его принадлежности и относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. При этом в случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не были переданы продавцом в срок, назначенный ему покупателем, то последний вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором. Из ст. 475 ГК РФ вытекает, что в случаях существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или же потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. В ст. 514 ГК РФ предусмотрено, что поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. А в случае, если поставщик в этот срок не распорядится товаром, то покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Вправе ли покупатель помимо расходов на приобретение не поставленного по договору поставки товара у третьих лиц взыскать упущенную выгоду
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 1 статьи 520 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Вправе ли покупатель помимо расходов на приобретение не поставленного по договору поставки товара у третьих лиц взыскать упущенную выгоду
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 1 статьи 520 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Вопрос: Какие общие требования предъявляются к таре товара по договору купли-продажи?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку тара может определять потребительские свойства товара, вместо предъявления продавцу указанных требований покупатель вправе предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества, а именно: о соразмерном уменьшении покупной цены; о безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок; о возмещении своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к таре товара покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара товаром, затаренным надлежащим образом (п. 2 ст. 482, ст. 475 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку тара может определять потребительские свойства товара, вместо предъявления продавцу указанных требований покупатель вправе предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества, а именно: о соразмерном уменьшении покупной цены; о безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок; о возмещении своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к таре товара покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара товаром, затаренным надлежащим образом (п. 2 ст. 482, ст. 475 ГК РФ).
Статья: Общая характеристика гарантий качества товара
(Зардов Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В общем виде гарантия качества на сегодняшний день представляет собой обещание продавца относительно того, что товар в момент передачи покупателю соответствует установленным требованиям и в пределах разумного срока будет пригодным для обычных целей использования таких товаров (позитивный аспект), в противном случае продавец обязуется заменить или отремонтировать соответствующий товар, предпринять иные необходимые действия в связи с обнаруженными в период гарантийного срока дефектами (негативный аспект). В науке предлагались различные определения данного правового явления, но все они схожим образом определяют суть гарантии продавца, акцентируя внимание на упомянутом негативном аспекте. Так, по мнению Ф. Паризи, под гарантией следует понимать обещание продавца нести определенные обязанности, если качество приобретенного товара не соответствует договорным условиям и разумным ожиданиям покупателя <3>. Е. Лам схожим образом определяет гарантию на товар в качестве договорного обязательства, которое берет на себя производитель в связи с продажей некачественного продукта <4>. К. Вердт понимает под гарантией обещание продавца принять оговоренные в договоре меры в случае ненадлежащего качества купленного товара <5>. Дж. Шривастава и А. Митра полагают, что гарантия на продукт является обещанием, сделанным производителем, исправить проблемы, если продукт выходит из строя в течение указанного периода <6>. Согласно Директиве N 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О некоторых аспектах продажи потребительских товаров и предоставляемых гарантиях" гарантия представляет собой обязательство продавца или производителя перед потребителем, предоставленное без дополнительной платы, на возмещение уплаченной стоимости или замену, ремонт или транспортировку товара народного потребления в любом случае, если они не удовлетворяют спецификациям, изложенным в гарантийной инструкции или соответствующей рекламе.
(Зардов Р.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В общем виде гарантия качества на сегодняшний день представляет собой обещание продавца относительно того, что товар в момент передачи покупателю соответствует установленным требованиям и в пределах разумного срока будет пригодным для обычных целей использования таких товаров (позитивный аспект), в противном случае продавец обязуется заменить или отремонтировать соответствующий товар, предпринять иные необходимые действия в связи с обнаруженными в период гарантийного срока дефектами (негативный аспект). В науке предлагались различные определения данного правового явления, но все они схожим образом определяют суть гарантии продавца, акцентируя внимание на упомянутом негативном аспекте. Так, по мнению Ф. Паризи, под гарантией следует понимать обещание продавца нести определенные обязанности, если качество приобретенного товара не соответствует договорным условиям и разумным ожиданиям покупателя <3>. Е. Лам схожим образом определяет гарантию на товар в качестве договорного обязательства, которое берет на себя производитель в связи с продажей некачественного продукта <4>. К. Вердт понимает под гарантией обещание продавца принять оговоренные в договоре меры в случае ненадлежащего качества купленного товара <5>. Дж. Шривастава и А. Митра полагают, что гарантия на продукт является обещанием, сделанным производителем, исправить проблемы, если продукт выходит из строя в течение указанного периода <6>. Согласно Директиве N 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О некоторых аспектах продажи потребительских товаров и предоставляемых гарантиях" гарантия представляет собой обязательство продавца или производителя перед потребителем, предоставленное без дополнительной платы, на возмещение уплаченной стоимости или замену, ремонт или транспортировку товара народного потребления в любом случае, если они не удовлетворяют спецификациям, изложенным в гарантийной инструкции или соответствующей рекламе.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В то же время в нормах § 3 гл. 30 ГК РФ предусмотрены определенные санкции, направленные на восстановление имущественного положения стороны договора, интересы которой нарушены контрагентом. Так, если имеет место непоставка или недопоставка товаров, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Эта же санкция применяется в тех случаях, когда поставлены недоброкачественные или неукомплектованные товары и поставщик не выполнил требование покупателя об их замене в установленный срок (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В то же время в нормах § 3 гл. 30 ГК РФ предусмотрены определенные санкции, направленные на восстановление имущественного положения стороны договора, интересы которой нарушены контрагентом. Так, если имеет место непоставка или недопоставка товаров, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Эта же санкция применяется в тех случаях, когда поставлены недоброкачественные или неукомплектованные товары и поставщик не выполнил требование покупателя об их замене в установленный срок (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
Статья: Договор мены: нюансы сделки
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- безвозмездного устранения недостатков полученного товара в разумный срок;
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- безвозмездного устранения недостатков полученного товара в разумный срок;
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить возврат некачественного основного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Продажа товаров наборами и комплектами
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
Статья: Место законной гарантии качества вещи в договоре купли-продажи
(Баркая Е.Д.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Независимость гарантийного обязательства, так же как и в примере с р.р. ГГУ, создает индивидуальные меры ответственности продавца за его нарушение. Пункт 1 ст. 475 ГК РФ устанавливает: покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право на уменьшение покупной цены и при существенном недостатке - право на отказ от договора, сущность которых мы уже обсудили. При этом ГК добавляет несколько дополнительных мер, которые не совсем соответствуют логике гарантии, и те, которые при буквальном прочтении выбиваются из нее. К первым относятся требования о (1) возмещении расходов на устранение недостатка и (2) безвозмездном устранении недостатков в разумный срок, что в действительности одно и то же под разными масками - убытки за ненадлежащее исполнение обязательства, что лишний раз повторяет положения ст. 393 Кодекса; ко вторым при существенном недостатке - требование о замене товара ненадлежащего качества.
(Баркая Е.Д.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Независимость гарантийного обязательства, так же как и в примере с р.р. ГГУ, создает индивидуальные меры ответственности продавца за его нарушение. Пункт 1 ст. 475 ГК РФ устанавливает: покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право на уменьшение покупной цены и при существенном недостатке - право на отказ от договора, сущность которых мы уже обсудили. При этом ГК добавляет несколько дополнительных мер, которые не совсем соответствуют логике гарантии, и те, которые при буквальном прочтении выбиваются из нее. К первым относятся требования о (1) возмещении расходов на устранение недостатка и (2) безвозмездном устранении недостатков в разумный срок, что в действительности одно и то же под разными масками - убытки за ненадлежащее исполнение обязательства, что лишний раз повторяет положения ст. 393 Кодекса; ко вторым при существенном недостатке - требование о замене товара ненадлежащего качества.