Проведение аудитОрской проверки в муниципальном унитарном предприятии
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение аудитОрской проверки в муниципальном унитарном предприятии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2025 по делу N 77-238/2025 (УИД 25RS0004-01-2022-002305-09)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение; мошенничество).
Определение: Приговор и апелляционное определение оставлены без изменения.Относительно ненадлежащей оценки письма Минобрнауки РФ <данные изъяты>, адресованного О. после его увольнения, то указанное письмо выводов суда о виновности осужденного не опровергает; в нем указано об отсутствии документов, подтверждающих наличие поручений Минобрнауки РФ в адрес Дальневосточного территориального управления Минобрнауки России и <данные изъяты> о финансовом оздоровлении <данные изъяты> а также разъясняется порядок приема на работу специалистов (юриста и аудитора) в соответствии с ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и порядок проведения аудита собственником имущества унитарного предприятия (т. 27 л.д. 264-266), что к существу предъявленного О. обвинения не относится.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение; мошенничество).
Определение: Приговор и апелляционное определение оставлены без изменения.Относительно ненадлежащей оценки письма Минобрнауки РФ <данные изъяты>, адресованного О. после его увольнения, то указанное письмо выводов суда о виновности осужденного не опровергает; в нем указано об отсутствии документов, подтверждающих наличие поручений Минобрнауки РФ в адрес Дальневосточного территориального управления Минобрнауки России и <данные изъяты> о финансовом оздоровлении <данные изъяты> а также разъясняется порядок приема на работу специалистов (юриста и аудитора) в соответствии с ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и порядок проведения аудита собственником имущества унитарного предприятия (т. 27 л.д. 264-266), что к существу предъявленного О. обвинения не относится.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Аудит в ООО
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона... "Об аудиторской деятельности"... обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает... млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает... млн. руб.
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона... "Об аудиторской деятельности"... обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает... млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает... млн. руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Данная норма изменений с принятием Закона 2021 г. N 359-ФЗ, которым введена комментируемая статья, не претерпела.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Данная норма изменений с принятием Закона 2021 г. N 359-ФЗ, которым введена комментируемая статья, не претерпела.
Статья: Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не считается обязательным.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не считается обязательным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
Готовое решение: Как проверяют предоставление и использование межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)Проверку данного вопроса могут провести в рамках государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля.
(КонсультантПлюс, 2025)Проверку данного вопроса могут провести в рамках государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля.
Вопрос: О заключении договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 07-02-11/67966)Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 07-02-11/67966)Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Учитываются ли расходы на подготовку и аудит отчетности по международным стандартам у организаций, которые не обязаны ее вести
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что проведение аудита по МСФО являлось условием, необходимым для получения МУП кредита от ЕБРР, и обеспечивало разумную уверенность банка в достоверности сведений финансовой отчетности кредитора.
Учитываются ли расходы на подготовку и аудит отчетности по международным стандартам у организаций, которые не обязаны ее вести
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что проведение аудита по МСФО являлось условием, необходимым для получения МУП кредита от ЕБРР, и обеспечивало разумную уверенность банка в достоверности сведений финансовой отчетности кредитора.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- организаций (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного календарного года 60 млн рублей; для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- организаций (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного календарного года 60 млн рублей; для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества УП (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества УП (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Статья: Институт обязательного аудита и его место в системе финансового права
(Карасева М.В., Панина И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 8)С учетом отмеченного стоит заметить, что институт обязательного аудита сегодня объективно сформировался как правовой институт общей части финансового права. И это по той причине, что его нормы реализуются прежде всего через ряд правовых институтов особенной части финансового права. В их числе прежде всего правовые институты децентрализованных финансов, такие как институты финансов госкорпораций и финансов публично-правовых компаний, финансов государственных унитарных предприятий. В законодательстве о госкорпорациях и публично-правовых компаниях прямо указано, что они подлежат обязательному аудиту <14>. Это же требование, исходя из норм ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", распространяется и на государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае, когда их собственники приняли решение о проведении ежегодного обязательного аудита. В то же время, как было уже указано выше, обязательный аудит (согласно законодательству) осуществляется в отношении множества организаций как субъектов финансового права, финансы которых не являются публичными, и, соответственно, правовой режим этих финансов не образует финансово-правового института. Однако эти субъекты уплачивают фискальные платежи и представляют финансовую отчетность в уполномоченные государственные органы. Это, как было отмечено выше, банки, страховые организации, бюро кредитных историй и т.д. В этом отношении институт обязательного аудита имеет исходное значение для применения норм об обязательном аудите и к этим субъектам.
(Карасева М.В., Панина И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 8)С учетом отмеченного стоит заметить, что институт обязательного аудита сегодня объективно сформировался как правовой институт общей части финансового права. И это по той причине, что его нормы реализуются прежде всего через ряд правовых институтов особенной части финансового права. В их числе прежде всего правовые институты децентрализованных финансов, такие как институты финансов госкорпораций и финансов публично-правовых компаний, финансов государственных унитарных предприятий. В законодательстве о госкорпорациях и публично-правовых компаниях прямо указано, что они подлежат обязательному аудиту <14>. Это же требование, исходя из норм ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", распространяется и на государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае, когда их собственники приняли решение о проведении ежегодного обязательного аудита. В то же время, как было уже указано выше, обязательный аудит (согласно законодательству) осуществляется в отношении множества организаций как субъектов финансового права, финансы которых не являются публичными, и, соответственно, правовой режим этих финансов не образует финансово-правового института. Однако эти субъекты уплачивают фискальные платежи и представляют финансовую отчетность в уполномоченные государственные органы. Это, как было отмечено выше, банки, страховые организации, бюро кредитных историй и т.д. В этом отношении институт обязательного аудита имеет исходное значение для применения норм об обязательном аудите и к этим субъектам.
Статья: Основания и особенности увольнения руководителя
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с учетом положений Закона об аудиторской деятельности, в связи с чем Заказчиком проводилась Закупка в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с учетом положений Закона об аудиторской деятельности, в связи с чем Заказчиком проводилась Закупка в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Одновременно с этим ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) для отбора аудиторской организации предписывает проведение электронных конкурсов по правилам Закона N 44-ФЗ заказчиками, являющимися государственными корпорациями, государственными и публично-правовыми компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Одновременно с этим ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) для отбора аудиторской организации предписывает проведение электронных конкурсов по правилам Закона N 44-ФЗ заказчиками, являющимися государственными корпорациями, государственными и публично-правовыми компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.
Готовое решение: Как проверяют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности организациями бюджетной сферы
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос может быть проверен в рамках контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также в рамках внутреннего финансового аудита.
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос может быть проверен в рамках контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также в рамках внутреннего финансового аудита.