Продажа имущества казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Начальная (минимальная) цена договора определяется организатором конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса (аукциона). При необходимости указывается начальная (минимальная) цена за единицу площади имущества (п. 9, пп. 4 п. 34, пп. 4 п. 88 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23). В случае проведения аукциона по продаже имущества федерального казенного предприятия, полагаем, с учетом п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 начальная цена будет определяться на основании отчета об оценке имущества. При этом цену в отчете по общему правилу можно использовать для этих целей в течение шести месяцев с даты его составления в силу ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Закона об оценочной деятельности. С информацией о проведении оценки подробнее можно ознакомиться в разд. 1 настоящего материала.
(КонсультантПлюс, 2025)Начальная (минимальная) цена договора определяется организатором конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса (аукциона). При необходимости указывается начальная (минимальная) цена за единицу площади имущества (п. 9, пп. 4 п. 34, пп. 4 п. 88 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23). В случае проведения аукциона по продаже имущества федерального казенного предприятия, полагаем, с учетом п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 начальная цена будет определяться на основании отчета об оценке имущества. При этом цену в отчете по общему правилу можно использовать для этих целей в течение шести месяцев с даты его составления в силу ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Закона об оценочной деятельности. С информацией о проведении оценки подробнее можно ознакомиться в разд. 1 настоящего материала.
Готовое решение: Как распоряжаться недвижимостью, закрепленной на праве оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество продается, как правило, на торгах. Федеральные казенные предприятия обязательно продают имущество на торгах. Остальным казенным предприятиям и учреждениям, если нет нормативного акта соответствующего уровня, ФАС России рекомендовала поступать так же.
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество продается, как правило, на торгах. Федеральные казенные предприятия обязательно продают имущество на торгах. Остальным казенным предприятиям и учреждениям, если нет нормативного акта соответствующего уровня, ФАС России рекомендовала поступать так же.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Таким образом, данные правоотношения регламентируются общими нормами, предусматривающими, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника; казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (абзац первый пункта 2 статьи 295 и абзац первый пункта 1 статьи 297 ГК Российской Федерации; пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В таком порядке при должных гарантиях права собственности публично-правового образования унитарным предприятием реализуется конституционное право на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Унитарное предприятие при этом может выступать инициатором отчуждения имущества исходя из своей стратегии ведения предпринимательской деятельности, чем обеспечивается, в частности, эффективность использования государственного (муниципального) имущества.
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Таким образом, данные правоотношения регламентируются общими нормами, предусматривающими, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника; казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (абзац первый пункта 2 статьи 295 и абзац первый пункта 1 статьи 297 ГК Российской Федерации; пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В таком порядке при должных гарантиях права собственности публично-правового образования унитарным предприятием реализуется конституционное право на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Унитарное предприятие при этом может выступать инициатором отчуждения имущества исходя из своей стратегии ведения предпринимательской деятельности, чем обеспечивается, в частности, эффективность использования государственного (муниципального) имущества.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от граждан по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.