Приватизация земли в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земли в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Земельным законодательством не установлены ограничения в отношении выкупа земельных участков, в пределах которых расположены водоохранные зоны
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 305-ЭС15-4893 по делу N А41-34563/2013
Применимые нормы: пп. 3 п. 5, п. 8 ст. 27 ЗК РФСогласно пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены водные объекты. В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 305-ЭС15-4893 по делу N А41-34563/2013
Применимые нормы: пп. 3 п. 5, п. 8 ст. 27 ЗК РФСогласно пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены водные объекты. В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, с учетом имеющихся в ЕГРН сведений о Химкинском водохранилище, его водоохранной и прибрежной зонах, императивно установленном Водным кодексом РФ размере береговой полосы и ограничениях в ее использовании (ст. 6), принадлежности Химкинского водохранилища Российской Федерации (ст. 8), запрете на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы (п. 8, ст. 27 ЗК РФ), государственный регистратор должен был направить соответствующие запросы в компетентные органы и в последующем отказать в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001005:6."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предопределяет соотношение частных и публичных интересов в сфере использования и охраны земель. Право граждан иметь в частной собственности земельный участок (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ), подлежащее защите наравне с публичной собственностью на землю, связано условием использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов. Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. По жалобам граждан, полагающих нарушенными (федеральными законами) их различных частных интересов (связанных с приватизацией земельного участка в зоне санитарной охраны водного объекта, с размещением и приватизацией жилого дома или иного жилого помещения на территории государственного заповедника, на землях рекреационного назначения, в лечебно-оздоровительной местности), Конституционный Суд РФ считает оспариваемые нормы законов принятыми в развитие соответствующих статей Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 9 <1>.
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предопределяет соотношение частных и публичных интересов в сфере использования и охраны земель. Право граждан иметь в частной собственности земельный участок (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ), подлежащее защите наравне с публичной собственностью на землю, связано условием использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов. Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. По жалобам граждан, полагающих нарушенными (федеральными законами) их различных частных интересов (связанных с приватизацией земельного участка в зоне санитарной охраны водного объекта, с размещением и приватизацией жилого дома или иного жилого помещения на территории государственного заповедника, на землях рекреационного назначения, в лечебно-оздоровительной местности), Конституционный Суд РФ считает оспариваемые нормы законов принятыми в развитие соответствующих статей Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 9 <1>.
Статья: Конституционные гарантии защиты прав на земельные участки и другие объекты недвижимости
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2019, N 6)Как правило, она относится к земельным участкам в пределах береговой полосы, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые были приватизированы еще в 1990-х годах на основании правовых актов органов местного самоуправления об их предоставлении, многие из которых несколько раз продавались на протяжение всех этих лет вплоть до настоящего времени, и их собственников трудно заподозрить в недобросовестности.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2019, N 6)Как правило, она относится к земельным участкам в пределах береговой полосы, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые были приватизированы еще в 1990-х годах на основании правовых актов органов местного самоуправления об их предоставлении, многие из которых несколько раз продавались на протяжение всех этих лет вплоть до настоящего времени, и их собственников трудно заподозрить в недобросовестности.
Нормативные акты
<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Рассматриваемая категория земельных участков исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию; факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Рассматриваемая категория земельных участков исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию; факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.