Приватизация земельного участка находящегося в аренде
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка находящегося в аренде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Никто, кроме собственника здания, сооружения, не вправе приватизировать участок, занятый этим объектом, либо приобрести такой участок в аренду
Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 117-КГ18-53 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.20 ЗК РФВ силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Данное право является исключительным, т.е. никто, кроме собственника, не имеет права на приватизацию участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 117-КГ18-53 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.20 ЗК РФВ силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Данное право является исключительным, т.е. никто, кроме собственника, не имеет права на приватизацию участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28 "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, имеют граждане и юридические лица - собственники здания строения сооружения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения судами споров о выкупе (приватизации) арендуемых земельных участков из государственных и муниципальных земель
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ О ВЫКУПЕ
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ О ВЫКУПЕ
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике сформировался подход, заключающийся в том, что собственник недвижимости, в том числе входящей в состав линейного объекта, имеет право в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ на приобретение в собственность или аренду земельного участка, на котором располагаются только наземные недвижимые части линейного объекта. Правовое обоснование в данном случае основывается на следующем толковании ст. 90 ЗК РФ: собственник линейного объекта не приобретает права на земельные участки, над и под поверхностями которых проходит линейный объект. Аргументы в пользу такого толкования заключаются в том, что согласно ст. 39.20 ЗК РФ право на приватизацию или аренду земельных участков из состава публичных земель имеют собственники линейных объектов недвижимости, расположенных на поверхности земли (выделено мною. - М.Н.), то есть на земельных участках (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. N 15АП-7031/16). Некоторые суды (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) отмечали, что иное понимание характера отношений в сфере использования и охраны земельных участков, занятых линейными объектами, может привести к тому, что собственник линейного объекта (без особой необходимости) будет иметь права на огромные по размеру земельные участки, сопоставимые с площадью муниципальных образований. В связи с изложенным сформировалась правовая позиция (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-7339/11; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2015 г. N 15АП-15224/15), в силу которой признаются необоснованными требования уполномоченного органа о необходимости оформления права на весь земельный участок, занятый линейным объектом, и, соответственно, незаконным является отказ в предоставлении земельного участка для эксплуатации наземных частей линейного объекта. Исходя из такого подхода, при регистрации права собственности на линейный объект не нужно представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, под поверхностью которого проходит такой объект. Поэтому суд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) указал, что документов на земельный участок "не может и не должно быть", поскольку в данном случае не осуществляется оформление прав на участок в силу специального характера положений земельного законодательства (ст. 90 ЗК РФ) по отношению к нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике сформировался подход, заключающийся в том, что собственник недвижимости, в том числе входящей в состав линейного объекта, имеет право в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ на приобретение в собственность или аренду земельного участка, на котором располагаются только наземные недвижимые части линейного объекта. Правовое обоснование в данном случае основывается на следующем толковании ст. 90 ЗК РФ: собственник линейного объекта не приобретает права на земельные участки, над и под поверхностями которых проходит линейный объект. Аргументы в пользу такого толкования заключаются в том, что согласно ст. 39.20 ЗК РФ право на приватизацию или аренду земельных участков из состава публичных земель имеют собственники линейных объектов недвижимости, расположенных на поверхности земли (выделено мною. - М.Н.), то есть на земельных участках (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. N 15АП-7031/16). Некоторые суды (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) отмечали, что иное понимание характера отношений в сфере использования и охраны земельных участков, занятых линейными объектами, может привести к тому, что собственник линейного объекта (без особой необходимости) будет иметь права на огромные по размеру земельные участки, сопоставимые с площадью муниципальных образований. В связи с изложенным сформировалась правовая позиция (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-7339/11; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2015 г. N 15АП-15224/15), в силу которой признаются необоснованными требования уполномоченного органа о необходимости оформления права на весь земельный участок, занятый линейным объектом, и, соответственно, незаконным является отказ в предоставлении земельного участка для эксплуатации наземных частей линейного объекта. Исходя из такого подхода, при регистрации права собственности на линейный объект не нужно представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, под поверхностью которого проходит такой объект. Поэтому суд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2015 г. N 15АП-16811/15) указал, что документов на земельный участок "не может и не должно быть", поскольку в данном случае не осуществляется оформление прав на участок в силу специального характера положений земельного законодательства (ст. 90 ЗК РФ) по отношению к нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Из пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Из пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Статья: Конкуренция общих и специальных норм в гражданском и уголовном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2022 N 308-ЭС22-18521 по делу N А20-3540/2020, в котором суд разъяснил, что, поскольку федеральным законодательством установлена обязанность юридических лиц переоформить имеющееся у них право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в силу п. 7 ст. 10 Закона об обороте земель не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2022 N 308-ЭС22-18521 по делу N А20-3540/2020, в котором суд разъяснил, что, поскольку федеральным законодательством установлена обязанность юридических лиц переоформить имеющееся у них право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в силу п. 7 ст. 10 Закона об обороте земель не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)<3> В литературе высказывается позиция о целесообразности дифференцированного подхода к применению такого основания для отказа в приватизации земельного участка, как его несоразмерность, в зависимости от фактических обстоятельств, а также от оснований формирования и предоставления испрашиваемого в собственность земельного участка. В частности, предлагается не применять указанное основание в ситуации, когда заявителем (собственником объекта недвижимости) приватизируется земельный участок, ранее предоставленный ему в аренду для строительства конкретного объекта, при условии, что этот объект им построен и цели аренды достигнуты. См., например: Чистяков Д.О. Несоразмерность земельного участка как основание для отказа в его приватизации арендатору-застройщику // Законодательство. 2024. N 12. С. 30 - 37.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)<3> В литературе высказывается позиция о целесообразности дифференцированного подхода к применению такого основания для отказа в приватизации земельного участка, как его несоразмерность, в зависимости от фактических обстоятельств, а также от оснований формирования и предоставления испрашиваемого в собственность земельного участка. В частности, предлагается не применять указанное основание в ситуации, когда заявителем (собственником объекта недвижимости) приватизируется земельный участок, ранее предоставленный ему в аренду для строительства конкретного объекта, при условии, что этот объект им построен и цели аренды достигнуты. См., например: Чистяков Д.О. Несоразмерность земельного участка как основание для отказа в его приватизации арендатору-застройщику // Законодательство. 2024. N 12. С. 30 - 37.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (п. 7 ст. 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 данного Кодекса. Если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 данного Кодекса (п. 7).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (п. 7 ст. 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 данного Кодекса. Если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 данного Кодекса (п. 7).