Применение насилия в отношении представителя власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение насилия в отношении представителя власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" УК РФСТАТЬЯ 318 "ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" УК РФСТАТЬЯ 318 "ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
Статья: Насилие и (или) сопротивление представителю власти как составообразующие признаки ст. 318 УК РФ
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Данное решение указывает на взаимосвязь субъективного восприятия лицом характера происходящих событий и объективного правового содержания совершаемых представителями власти действий. При этом законность действий представителей власти не всегда является критерием квалификации по ст. 317, 318 УК РФ. В частности, представители власти, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, могут выполнять действия, предъявлять требования, осуществлять мероприятия, которые будут носить оспариваемый характер и, возможно, при детальном рассмотрении вышестоящим органом будут признаны не соответствующими требованиям нормативных правовых актов вследствие нарушения процедуры, оснований применения и т.д. (умышленно либо по неосторожности). Однако это не означает, что применение насилия к представителю власти в такой момент будет правомерным.
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Данное решение указывает на взаимосвязь субъективного восприятия лицом характера происходящих событий и объективного правового содержания совершаемых представителями власти действий. При этом законность действий представителей власти не всегда является критерием квалификации по ст. 317, 318 УК РФ. В частности, представители власти, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, могут выполнять действия, предъявлять требования, осуществлять мероприятия, которые будут носить оспариваемый характер и, возможно, при детальном рассмотрении вышестоящим органом будут признаны не соответствующими требованиям нормативных правовых актов вследствие нарушения процедуры, оснований применения и т.д. (умышленно либо по неосторожности). Однако это не означает, что применение насилия к представителю власти в такой момент будет правомерным.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
(ред. от 17.11.2025)Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 14
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации"13. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации"13. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.
Статья: Случайное стечение обстоятельств как основание для смягчения наказания
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)На случайное стечение обстоятельств как причину совершения преступления весьма активно ссылаются и подсудимые, причем даже по тем преступлениям, которые нельзя отнести к разряду ситуативных. Так, виновные ставили вопрос о применении анализируемого обстоятельства, смягчающего наказание, по таким преступлениям, как мошенничество (ст. 159 УК РФ) <12>, разбой (ст. 162 УК РФ) <13>, изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) <14>, заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) <15>, применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) <16>, посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) <17>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)На случайное стечение обстоятельств как причину совершения преступления весьма активно ссылаются и подсудимые, причем даже по тем преступлениям, которые нельзя отнести к разряду ситуативных. Так, виновные ставили вопрос о применении анализируемого обстоятельства, смягчающего наказание, по таким преступлениям, как мошенничество (ст. 159 УК РФ) <12>, разбой (ст. 162 УК РФ) <13>, изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) <14>, заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) <15>, применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) <16>, посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) <17>.
Статья: О значимости совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации в части его прекращения
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Авторам законопроекта N 703353-8 видится необходимым наряду с содержащимися в ст. 24 составами небольшой и средней тяжести включить: совершение любого насильственного действия или понуждение к действиям сексуального характера, предусмотренные ст. 131 - 135 УК РФ, а также посягательство на жизнь и применение насилия в отношении представителя власти, предусмотренные ст. 317 УК РФ.
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Авторам законопроекта N 703353-8 видится необходимым наряду с содержащимися в ст. 24 составами небольшой и средней тяжести включить: совершение любого насильственного действия или понуждение к действиям сексуального характера, предусмотренные ст. 131 - 135 УК РФ, а также посягательство на жизнь и применение насилия в отношении представителя власти, предусмотренные ст. 317 УК РФ.
Статья: Насильственные посягательства в отношении сотрудников правоохранительных органов и других представителей власти (ст. 317, 318 УК РФ): вопросы квалификации и позиция Пленума Верховного Суда РФ
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Ключевые слова: посягательство на жизнь; сотрудник правоохранительного органа, применение насилия к представителям власти.
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Ключевые слова: посягательство на жизнь; сотрудник правоохранительного органа, применение насилия к представителям власти.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
Статья: Прекращение уголовного преследования и вопросы эффективности уголовно-процессуальной деятельности
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<22> См. об этом подробнее: Качалова О.В. Прекращение уголовного преследования по делам о применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ): сравнительный анализ судебной практики // Правовое государство. 2024. N 1. С. 61 - 68.
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<22> См. об этом подробнее: Качалова О.В. Прекращение уголовного преследования по делам о применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ): сравнительный анализ судебной практики // Правовое государство. 2024. N 1. С. 61 - 68.
Статья: Органы полиции Росгвардии в персональном виде подследственности Следственного комитета Российской Федерации
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ" разъяснил, когда оскорбление или применение насилия к представителю власти является уголовно наказуемым деянием. Верховный Суд РФ впервые в указанном Постановлении прописал нюансы применения этих статей <12>, но не прописал судебную практику признания следователя СК России надлежащим субъектом расследования уголовных дел по преступлениям небольшой или средней тяжести, подследственным органу дознания, возбужденным им в отношении сотрудников полиции Росгвардии или в отношении лиц, совершивших преступления в отношении сотрудников полиции Росгвардии в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности.
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ" разъяснил, когда оскорбление или применение насилия к представителю власти является уголовно наказуемым деянием. Верховный Суд РФ впервые в указанном Постановлении прописал нюансы применения этих статей <12>, но не прописал судебную практику признания следователя СК России надлежащим субъектом расследования уголовных дел по преступлениям небольшой или средней тяжести, подследственным органу дознания, возбужденным им в отношении сотрудников полиции Росгвардии или в отношении лиц, совершивших преступления в отношении сотрудников полиции Росгвардии в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности.