Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)2. Приказ о применении дисциплинарного взыскания к госслужащему
(КонсультантПлюс, 2025)2. Приказ о применении дисциплинарного взыскания к госслужащему
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Сущность принципа неотвратимости дисциплинарной ответственности. Возвращаясь к дисциплинарной ответственности, нельзя не отметить, что ни трудовое, ни служебное законодательство не содержит каких-либо обстоятельств, исключающих привлечение работника или государственного служащего к дисциплинарной ответственности. И если в трудовых отношениях это в какой-то мере допустимо (хотя, по нашему мнению, нежелательно), то в рамках публичной ответственности на государственной службе закрепление случаев освобождения от наказания необходимо. В особенности это касается дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных преступлений, где реализован принцип неотвратимости наказания, предусматривающий обязательность применения дисциплинарного взыскания. Следует в полной мере согласиться с мнением М.Б. Добробабы, что "неотвратимость не должна сводиться только к обязательности применения к государственному служащему дисциплинарного взыскания. Законодательно должны быть установлены как возможность освобождения от дисциплинарной ответственности, так и возможность освобождения от дисциплинарного взыскания" [8, с. 304].
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Сущность принципа неотвратимости дисциплинарной ответственности. Возвращаясь к дисциплинарной ответственности, нельзя не отметить, что ни трудовое, ни служебное законодательство не содержит каких-либо обстоятельств, исключающих привлечение работника или государственного служащего к дисциплинарной ответственности. И если в трудовых отношениях это в какой-то мере допустимо (хотя, по нашему мнению, нежелательно), то в рамках публичной ответственности на государственной службе закрепление случаев освобождения от наказания необходимо. В особенности это касается дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных преступлений, где реализован принцип неотвратимости наказания, предусматривающий обязательность применения дисциплинарного взыскания. Следует в полной мере согласиться с мнением М.Б. Добробабы, что "неотвратимость не должна сводиться только к обязательности применения к государственному служащему дисциплинарного взыскания. Законодательно должны быть установлены как возможность освобождения от дисциплинарной ответственности, так и возможность освобождения от дисциплинарного взыскания" [8, с. 304].
Статья: Правовая политика в сфере административного судебного процесса
(Белоусов С.А., Соколов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)В то же время дисциплинарный арест является дисциплинарным взысканием и, как любое другое дисциплинарное взыскание, налагается в порядке дисциплинарного производства. Таким образом, рассматриваемое судопроизводство имеет двойственную природу: с одной стороны, это процессуальная деятельность суда, а с другой - элемент дисциплинарного производства. Основная часть процессуальных действий совершается до рассмотрения дела судом, включая подготовку командиром воинской части материалов о грубом дисциплинарном проступке, а суд выполняет функцию санкционирования дисциплинарного взыскания. Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим регулируется нормами административного права, а служебно-дисциплинарное производство является неотъемлемой частью административно-юрисдикционного процесса <13>. Включение в эту деятельность органов правосудия придает ей характеристику административного судебного процесса.
(Белоусов С.А., Соколов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)В то же время дисциплинарный арест является дисциплинарным взысканием и, как любое другое дисциплинарное взыскание, налагается в порядке дисциплинарного производства. Таким образом, рассматриваемое судопроизводство имеет двойственную природу: с одной стороны, это процессуальная деятельность суда, а с другой - элемент дисциплинарного производства. Основная часть процессуальных действий совершается до рассмотрения дела судом, включая подготовку командиром воинской части материалов о грубом дисциплинарном проступке, а суд выполняет функцию санкционирования дисциплинарного взыскания. Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим регулируется нормами административного права, а служебно-дисциплинарное производство является неотъемлемой частью административно-юрисдикционного процесса <13>. Включение в эту деятельность органов правосудия придает ей характеристику административного судебного процесса.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Причинами применения дисциплинарных взысканий к государственным и муниципальным служащим, как правило, являлись:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Причинами применения дисциплинарных взысканий к государственным и муниципальным служащим, как правило, являлись:
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)14. Применение к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей при отсутствии на момент привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности должностного регламента по занимаемой им должности гражданской службы возможно, если на эту должность он был перемещен с иной должности без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)14. Применение к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей при отсутствии на момент привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности должностного регламента по занимаемой им должности гражданской службы возможно, если на эту должность он был перемещен с иной должности без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия (на примере Центрального федерального округа)
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)О.В. Брежнев отмечает, что "введенный федеральным законодателем в 2011 г. особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>.
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)О.В. Брежнев отмечает, что "введенный федеральным законодателем в 2011 г. особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как справедливо отмечается О.В. Брежневым, "введенный федеральным законодателем в 2011 г. особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>. Вследствие этого взгляды российских административистов на правовую природу данного вида ответственности существенно разнятся.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как справедливо отмечается О.В. Брежневым, "введенный федеральным законодателем в 2011 г. особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>. Вследствие этого взгляды российских административистов на правовую природу данного вида ответственности существенно разнятся.
Статья: Дисциплинарные взыскания: как действовать грамотно?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Другие дисциплинарные взыскания можно применять лишь к государственным служащим. Порядок применения этих взысканий регламентирует Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он позволяет объявить госслужащему кроме упомянутых взысканий предупреждение о неполном должностном соответствии.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Другие дисциплинарные взыскания можно применять лишь к государственным служащим. Порядок применения этих взысканий регламентирует Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он позволяет объявить госслужащему кроме упомянутых взысканий предупреждение о неполном должностном соответствии.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) принудительные нормы, устанавливающие административно-правовые меры, направленные на принудительное обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них юридических обязанностей, пресечение совершаемых ими правонарушений, привлечение их к юридической (административной и дисциплинарной) ответственности, например нормы, определяющие правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основания и правила применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий (в отношении государственных служащих).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) принудительные нормы, устанавливающие административно-правовые меры, направленные на принудительное обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них юридических обязанностей, пресечение совершаемых ими правонарушений, привлечение их к юридической (административной и дисциплинарной) ответственности, например нормы, определяющие правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основания и правила применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий (в отношении государственных служащих).
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)О.В. Брежнев отмечает, что "введенный федеральным законодателем в 2011 году особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)О.В. Брежнев отмечает, что "введенный федеральным законодателем в 2011 году особый порядок применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за совершение коррупционных правонарушений существенно отличается от общего механизма привлечения данной категории лиц к дисциплинарной ответственности" <2>.