Презумпция вины перевозчика

Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция вины перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: В отношении перевозчика или экспедитора не применяются общие основания привлечения к ответственности
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 401, п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ
Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ вина перевозчика презюмируется и для освобождения от ответственности он должен доказать, что проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств. Следовательно, вывод о том, что ответственность перевозчика наступает при наличии вины, т.е. по общим основаниям ответственности за нарушение обязательств, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, является ошибочным.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ"По смыслу приведенных норм права и разъяснений вина перевозчика презюмируется; перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза независимо от наличия вины, а основанием для освобождения его от возмещения убытков как меры гражданско-правовой ответственности, причиненных утратой груза, является наличие обстоятельств, предусмотренных законом. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств, освобождающих от ответственности, возлагается на перевозчика."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)
Конвенция 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за ущерб от утраты, повреждения или задержки в сдаче груза, если вызвавшие их обстоятельства возникли в период, когда груз находился в ведении перевозчика, и перевозчик не докажет, что он, его служащие или агенты приняли все разумные меры для предотвращения этих обстоятельств или их последствий (п. 1 ст. 5) <1>. Перевозчик также освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или задержка в сдаче груза возникли в результате мер по спасанию жизни и разумных мер по спасанию имущества (п. 6 ст. 5). Конвенция 1978 г. вводит исключение из презумпции вины перевозчика: он отвечает за утрату, повреждение или задержку в сдаче груза, вызванные пожаром, если истец докажет, что пожар возник по вине перевозчика (п. 4 ст. 5).
Статья: Возмещение вреда в гражданском и арбитражном судопроизводстве (практика частноправовых отношений в морской сфере)
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)
В то же время российская арбитражная практика на сегодняшний день исходит из диаметрально противоположного принципа - принципа презумпции вины перевозчика (судовладельца). Как указывается в Постановлении АС Камчатского края от 8 февраля 2021 г. по делу N А24-3915/2020, "общим условием ответственности перевозчика за утрату груза является вина, которая презюмируется, и... перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (статья 796 Гражданского кодекса (ГК) РФ, статья 166 КТМ РФ). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность, ссылаясь на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности".