Претензия по договору оказания услуг защита прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия по договору оказания услуг защита прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензионный порядок по договору оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)1. Обязательность претензионного порядка по договору оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)1. Обязательность претензионного порядка по договору оказания услуг
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2024 по делу N 88-27111/2024 (УИД 16RS0049-01-2023-003039-28)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что перечисленные в договоре услуги ответчиком не оказаны, договор не исполнен.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, заслуживают внимания, подлежат проверке и оценке доводы кассационной жалобы заявителя в той части, что, в соответствие с п. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель не предоставил надлежащих услуг в соответствии с договором и долгое время не возвращал денежные средства после претензии, соответственно, ввиду существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги), заявитель полагает, что сумма неустойки, указанная в исковом заявлении и заявленная ввиду обнаружения существенных недостатков оказанной услуги, которые своевременно не были устранены исполнителем, не получило должной проверки и оценки суда апелляционной инстанции.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что перечисленные в договоре услуги ответчиком не оказаны, договор не исполнен.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, заслуживают внимания, подлежат проверке и оценке доводы кассационной жалобы заявителя в той части, что, в соответствие с п. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель не предоставил надлежащих услуг в соответствии с договором и долгое время не возвращал денежные средства после претензии, соответственно, ввиду существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги), заявитель полагает, что сумма неустойки, указанная в исковом заявлении и заявленная ввиду обнаружения существенных недостатков оказанной услуги, которые своевременно не были устранены исполнителем, не получило должной проверки и оценки суда апелляционной инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как потребителю вернуть денежные средства за неоказанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в досудебном порядке спор с исполнителем разрешить не удалось, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением и необходимыми документами (см., например, ситуацию "Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?").
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в досудебном порядке спор с исполнителем разрешить не удалось, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением и необходимыми документами (см., например, ситуацию "Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?").
Статья: Спор о признании недействительным кредитного договора или его отдельных условий (на основании практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Требование истца о возврате денежной суммы, уплаченной в качестве страховой премии, не связано с некачественным оказанием услуг, поскольку претензий к качеству услуг у него не имелось, он добровольно отказался от исполнения договора страхования, следовательно, отказ истца от исполнения договора основан на положениях ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", которая не содержит такой меры ответственности исполнителя как неустойка за просрочку возврата уплаченной по договору суммы при добровольном отказе потребителя от исполнения договора, при этом, учитывая, что возврат денежных средств, уплаченных в счет платы за страхование, обусловлен отказом заемщика от желания быть застрахованным, а не недостатком выполнения работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании ст. ст. 23, 28, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Требование истца о возврате денежной суммы, уплаченной в качестве страховой премии, не связано с некачественным оказанием услуг, поскольку претензий к качеству услуг у него не имелось, он добровольно отказался от исполнения договора страхования, следовательно, отказ истца от исполнения договора основан на положениях ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", которая не содержит такой меры ответственности исполнителя как неустойка за просрочку возврата уплаченной по договору суммы при добровольном отказе потребителя от исполнения договора, при этом, учитывая, что возврат денежных средств, уплаченных в счет платы за страхование, обусловлен отказом заемщика от желания быть застрахованным, а не недостатком выполнения работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании ст. ст. 23, 28, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Общество обратилось в суд в интересах Д. к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) о взыскании денежных средств за некачественно оказанную услугу, двукратной стоимости испорченных предметов одежды, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Общество обратилось в суд в интересах Д. к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) о взыскании денежных средств за некачественно оказанную услугу, двукратной стоимости испорченных предметов одежды, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<74> Согласно п. 23 ПП ВС РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<74> Согласно п. 23 ПП ВС РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Ситуация: Как рассматриваются жалобы потребителя из книги жалоб и предложений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по требованию о повторном оказании услуги - в срок, установленный для срочного оказания услуги, а если он не установлен - в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежащим образом исполнен.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по требованию о повторном оказании услуги - в срок, установленный для срочного оказания услуги, а если он не установлен - в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежащим образом исполнен.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 1, 7, 8 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 1, 7, 8 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательного досудебного (в том числе претензионного) урегулирования споров о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), однако нужно иметь в виду, что такая процедура может быть предусмотрена специальным законом, регулирующим определенную сферу (например, ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и др.).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательного досудебного (в том числе претензионного) урегулирования споров о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), однако нужно иметь в виду, что такая процедура может быть предусмотрена специальным законом, регулирующим определенную сферу (например, ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и др.).
Статья: Недобросовестные условия в договорах с участием потребителей: модернизация законодательства и развитие судебной практики
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)3.4. Условия о порядке рассмотрения споров и претензий, которые нельзя включать в договор об оказании услуг потребителю
(КонсультантПлюс, 2025)3.4. Условия о порядке рассмотрения споров и претензий, которые нельзя включать в договор об оказании услуг потребителю
Статья: Правовой режим виртуального имущества
(Четвергов Д.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Более привлекательным для пользователя выглядит сервисный подход. Предметом услуги может являться предоставление лицу определенного нематериального блага <24>, таким образом, можно представить себе виртуальное имущество как неовеществленный результат оказанной правообладателем виртуального мира услуги. Указанный подход имеет ряд преимуществ, первым из которых является возможность распространения на отношения по поводу виртуального имущества Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Данный Закон позволяет защитить права пользователя, который может предъявить претензии к качеству услуги, а следовательно, существенно снизить риск злоупотреблений правообладателем своей "властью". Второе преимущество сервисного подхода заключается в возможности квалификации договоров по приобретению виртуального имущества как публичных. Это позволит существенно упростить торговлю виртуальным имуществом между пользователями, поскольку продажа объекта (смена стороны в договоре оказания услуг) не будет требовать согласия правообладателя.
(Четвергов Д.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Более привлекательным для пользователя выглядит сервисный подход. Предметом услуги может являться предоставление лицу определенного нематериального блага <24>, таким образом, можно представить себе виртуальное имущество как неовеществленный результат оказанной правообладателем виртуального мира услуги. Указанный подход имеет ряд преимуществ, первым из которых является возможность распространения на отношения по поводу виртуального имущества Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Данный Закон позволяет защитить права пользователя, который может предъявить претензии к качеству услуги, а следовательно, существенно снизить риск злоупотреблений правообладателем своей "властью". Второе преимущество сервисного подхода заключается в возможности квалификации договоров по приобретению виртуального имущества как публичных. Это позволит существенно упростить торговлю виртуальным имуществом между пользователями, поскольку продажа объекта (смена стороны в договоре оказания услуг) не будет требовать согласия правообладателя.
Готовое решение: Предусмотрен ли претензионный порядок по Закону о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 55 Закона о связи, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 55 Закона о связи, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)3. Звонкова Ю.А. Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения / Ю.А. Звонкова // Наука и образование сегодня. 2019. N 1 (36). С. 64 - 70.
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)3. Звонкова Ю.А. Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения / Ю.А. Звонкова // Наука и образование сегодня. 2019. N 1 (36). С. 64 - 70.