Прекращение правоспособности юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение правоспособности юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 64.2 "Прекращение недействующего юридического лица" ГК РФ"Довод заявителя о том, что Железов А.В. является участником ООО "Финмаркет" и его доля в уставном капитале общества составляет имущество, которое финансовый управляющий, в обязанность которого входит выявление имущества гражданина и обеспечение его сохранности, не может включить в конкурсную массу гражданина-должника ввиду исключения ООО "Финмаркет" из ЕГРЮЛ, чем нарушаются права кредиторов, отклонен судами с указанием, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по основаниям, указанным в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, является специальным видом прекращения правоспособности юридического лица, не связанным с установленной законом общей процедурой ликвидации юридического лица, учитывая, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ)."
Позиция ВАС РФ: Прекращение производства по делу в связи с ликвидацией юрлица является нарушением законодательства, если в порядке, установленном законодательством, ликвидация юрлица не осуществлялась
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2364/12 по делу N А40-45218/11-121-323 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, ст. ст. 61, 63, 64 ГК РФНаличие в ЕГРЮЛ записи о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица само по себе не свидетельствует о прекращении его правоспособности. Ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов его кредиторов и иных заинтересованных лиц. Если в материалах дела нет доказательств ликвидации юридического лица в установленном законом порядке и прекращения его правоспособности и факт его исключения из ЕГРЮЛ не установлен, у суда не имеется правовых оснований для прекращения производства по делу.
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2364/12 по делу N А40-45218/11-121-323 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, ст. ст. 61, 63, 64 ГК РФНаличие в ЕГРЮЛ записи о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица само по себе не свидетельствует о прекращении его правоспособности. Ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов его кредиторов и иных заинтересованных лиц. Если в материалах дела нет доказательств ликвидации юридического лица в установленном законом порядке и прекращения его правоспособности и факт его исключения из ЕГРЮЛ не установлен, у суда не имеется правовых оснований для прекращения производства по делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы последствия ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)правоспособность юрлица прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)правоспособность юрлица прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ);
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственная регистрация изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью, и внесение изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛУстановленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Судами не дана надлежащая оценка доводам треста, находящегося в процедуре банкротства, о том, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права треста, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора, установленные ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64 и п. 3 ст. 64.2 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Судами не дана надлежащая оценка доводам треста, находящегося в процедуре банкротства, о том, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права треста, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора, установленные ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64 и п. 3 ст. 64.2 ГК РФ.
<Письмо> ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@
(ред. от 21.06.2017)
"О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"Исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
(ред. от 21.06.2017)
"О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"Исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Статья: Наличие внутреннего корпоративного конфликта - повод к неисполнению требований налоговиков?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Суд первой инстанции встал на сторону налоговиков. Он отверг доводы компании о невозможности исполнить требования налоговиков. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В законодательстве РФ отсутствуют нормы об утрате юридическим лицом правоспособности в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени компании.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Суд первой инстанции встал на сторону налоговиков. Он отверг доводы компании о невозможности исполнить требования налоговиков. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В законодательстве РФ отсутствуют нормы об утрате юридическим лицом правоспособности в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени компании.
Статья: Недействующее юридическое лицо: понятие и порядок исключения из ЕГРЮЛ
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Ключевые слова: недействующее юридическое лицо, исключение из ЕГРЮЛ, прекращение правоспособности юридического лица, регистрирующий орган.
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Ключевые слова: недействующее юридическое лицо, исключение из ЕГРЮЛ, прекращение правоспособности юридического лица, регистрирующий орган.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 4.1 ч. 1 комментируемой статьи говорится о случаях, когда собственник земельного участка, на котором прекратили свое существование такие объекты недвижимости как здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс не совпадает с собственником указанных объектов. В тех случаях, когда собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), собственник земельного участка имеет право обратиться с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении прекративших свое существование и ранее расположенных на таких землях или земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 4.1 ч. 1 комментируемой статьи говорится о случаях, когда собственник земельного участка, на котором прекратили свое существование такие объекты недвижимости как здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс не совпадает с собственником указанных объектов. В тех случаях, когда собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), собственник земельного участка имеет право обратиться с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении прекративших свое существование и ранее расположенных на таких землях или земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)Установленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)Установленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 18 мая 2015 г. N 10-П <1> норма п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации признана не соответствующей Конституции РФ (ч. 1, 2 и 3 ст. 35, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 55) в той мере, в какой содержащееся в системе действующего правового регулирования положение допускает исключение в административном порядке из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства. КС РФ указал, что только в рамках конкурсного производства как одного из способов прекращения юридического лица должна быть обеспечена надлежащая и эффективная защита имущественных прав кредиторов. Поэтому прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке как недействующего в период осуществления процедур банкротства приводит к необоснованному ограничению прав кредиторов <2>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 18 мая 2015 г. N 10-П <1> норма п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации признана не соответствующей Конституции РФ (ч. 1, 2 и 3 ст. 35, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 55) в той мере, в какой содержащееся в системе действующего правового регулирования положение допускает исключение в административном порядке из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства. КС РФ указал, что только в рамках конкурсного производства как одного из способов прекращения юридического лица должна быть обеспечена надлежащая и эффективная защита имущественных прав кредиторов. Поэтому прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке как недействующего в период осуществления процедур банкротства приводит к необоснованному ограничению прав кредиторов <2>.
Статья: Незавершенные расчеты с контрагентом, исключенным из ЕГРЮЛ
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Правовые последствия внесения записи об исключении из ЕГРЮЛ определены в ч. 3 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юридического лица.
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Правовые последствия внесения записи об исключении из ЕГРЮЛ определены в ч. 3 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юридического лица.
Статья: Прекращение юридических лиц и правовая политика: от анализа данных к прогнозированию последствий
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Верховный Суд РФ исходит из того, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права кредитора, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора <19>.
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Верховный Суд РФ исходит из того, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права кредитора, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора <19>.
Статья: Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<4> Шишмарева Т.П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 53.
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<4> Шишмарева Т.П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 53.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Может ли налоговый орган требовать отмены регистрации нового адреса при его недостоверности
(КонсультантПлюс, 2025)Установленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
Может ли налоговый орган требовать отмены регистрации нового адреса при его недостоверности
(КонсультантПлюс, 2025)Установленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)2. Прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при наличии неисполненных должником обязательств нарушает права его кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)2. Прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при наличии неисполненных должником обязательств нарушает права его кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований.