Предоставление земельных участков многодетным семьям Пензенская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков многодетным семьям Пензенская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 29-АПГ15-1
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 03.02.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 16 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".При таком положении Судебная коллегия по административным делам находит законным и обоснованным заключение суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение принято законодательным органом Пензенской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 03.02.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 16 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".При таком положении Судебная коллегия по административным делам находит законным и обоснованным заключение суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение принято законодательным органом Пензенской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Место законодательства субъектов Российской Федерации в системе земельного законодательства
(Болтанова Е.С.)
("Юрист", 2016, N 10)Во-первых, активно оспариваются нормы, обеспечивающие получение земельных участков на льготных условиях (бесплатно). Так, оспаривались: законность предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены жилые дома (Республика Бурятия, Хабаровский и Пермский края), условия предоставления земельных участков многодетным семьям (Пензенская, Костромская, Ярославская, Белгородская области, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край). По данной категории дел решения судов основываются на указаниях Конституционного Суда РФ, о том, что определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта РФ, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса, в том числе в части установления порядка предоставления (Определения КС РФ от 24.12.2013 N 2134-О, Верховного Суда РФ от 15.10.2014 N 8-АПГ14-10 и др.). "Субъекты РФ определяют именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм ГК РФ и ЗК РФ" <8>.
(Болтанова Е.С.)
("Юрист", 2016, N 10)Во-первых, активно оспариваются нормы, обеспечивающие получение земельных участков на льготных условиях (бесплатно). Так, оспаривались: законность предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены жилые дома (Республика Бурятия, Хабаровский и Пермский края), условия предоставления земельных участков многодетным семьям (Пензенская, Костромская, Ярославская, Белгородская области, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край). По данной категории дел решения судов основываются на указаниях Конституционного Суда РФ, о том, что определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта РФ, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса, в том числе в части установления порядка предоставления (Определения КС РФ от 24.12.2013 N 2134-О, Верховного Суда РФ от 15.10.2014 N 8-АПГ14-10 и др.). "Субъекты РФ определяют именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм ГК РФ и ЗК РФ" <8>.
Статья: Российский нотариат и современные проблемы семейного права
(Романовская О.В.)
("Нотариус", 2015, N 4)Не совсем ясна логика законодателя, не меняющего содержание пункта 3 статьи 35 СК РФ уже на протяжении длительного времени. Во-первых, в гражданском обороте имеется значительное число объектов, по стоимости своей значительно превосходящих недвижимость. Далеко неравнозначны: земельный участок в Пензенской области вдали от города в поселке, к которому нет асфальтовой дороги (средняя стоимость колеблется в районе 30 - 50 тысяч рублей) и автомобиль премиум-класса (средняя стоимость которого начинается от ста тысяч долларов). Получается, в первом случае требуется нотариальное согласие супруга, во втором же, когда имеется реальная опасность нарушения прав другого супруга, таковое не требуется. Кстати, первое время после принятия СК РФ происходила путаница, когда при заключении договора отчуждения транспортного средства требовали в регистрационных органах МВД России согласие супруга. В умах правоприменителя происходило отождествление регистрации договора и регистрации транспортного средства, что впоследствии было признано незаконным (там, где такое практиковалось). Во-вторых, законодатель идет по пути сокращения числа сделок, подлежащих государственной регистрации. Так, статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <2> (пункт 8) закрепляет: "Правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона". Добавим, что именно с этим Законом от 30 декабря 2012 г. нотариусы связывали определенные надежды на возвращение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью <3>. В-третьих, СК РФ предусматривает лишь обязательность получения согласия на распоряжение некоторым имуществом. Законодатель не учел обратную ситуацию, когда супруг не дает своего согласия: возможно ли разрешение семейного спора в судебном порядке? Общее правило исходит из того, что "супруг, чье согласие требуется, оценивая характер совершаемой сделки и ее правовые последствия для себя лично и для семьи в целом, вправе как дать требуемое согласие, так и не давать его. Принудить супруга выразить согласие на совершение сделки другим супругом невозможно" <4>.
(Романовская О.В.)
("Нотариус", 2015, N 4)Не совсем ясна логика законодателя, не меняющего содержание пункта 3 статьи 35 СК РФ уже на протяжении длительного времени. Во-первых, в гражданском обороте имеется значительное число объектов, по стоимости своей значительно превосходящих недвижимость. Далеко неравнозначны: земельный участок в Пензенской области вдали от города в поселке, к которому нет асфальтовой дороги (средняя стоимость колеблется в районе 30 - 50 тысяч рублей) и автомобиль премиум-класса (средняя стоимость которого начинается от ста тысяч долларов). Получается, в первом случае требуется нотариальное согласие супруга, во втором же, когда имеется реальная опасность нарушения прав другого супруга, таковое не требуется. Кстати, первое время после принятия СК РФ происходила путаница, когда при заключении договора отчуждения транспортного средства требовали в регистрационных органах МВД России согласие супруга. В умах правоприменителя происходило отождествление регистрации договора и регистрации транспортного средства, что впоследствии было признано незаконным (там, где такое практиковалось). Во-вторых, законодатель идет по пути сокращения числа сделок, подлежащих государственной регистрации. Так, статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <2> (пункт 8) закрепляет: "Правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона". Добавим, что именно с этим Законом от 30 декабря 2012 г. нотариусы связывали определенные надежды на возвращение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью <3>. В-третьих, СК РФ предусматривает лишь обязательность получения согласия на распоряжение некоторым имуществом. Законодатель не учел обратную ситуацию, когда супруг не дает своего согласия: возможно ли разрешение семейного спора в судебном порядке? Общее правило исходит из того, что "супруг, чье согласие требуется, оценивая характер совершаемой сделки и ее правовые последствия для себя лично и для семьи в целом, вправе как дать требуемое согласие, так и не давать его. Принудить супруга выразить согласие на совершение сделки другим супругом невозможно" <4>.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)Закон Воронежской области от 2 октября 2003 г. N 50-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Воронежской области по утверждению границ охранных зон газораспределительных сетей и установлению ограничений прав на входящие в них земельные участки";
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)Закон Воронежской области от 2 октября 2003 г. N 50-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Воронежской области по утверждению границ охранных зон газораспределительных сетей и установлению ограничений прав на входящие в них земельные участки";
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
Статья: Участие колхозов в аграрном комплексе России: история и современная практика
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Решением Шемышейского районного суда Пензенской области от 28 сентября 2020 г. по делу N 2-125/2020 суд исковые требования Е.Р.Н. удовлетворил и включил в состав наследственного имущества земельные участки.
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Решением Шемышейского районного суда Пензенской области от 28 сентября 2020 г. по делу N 2-125/2020 суд исковые требования Е.Р.Н. удовлетворил и включил в состав наследственного имущества земельные участки.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)- установленное в п. 3 ч. 6 требование указывать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, для осуществления соответствующих полномочий является важнейшей гарантией органов местного самоуправления на получение достаточного объема денежных средств на реализацию переданных полномочий. В качестве примера такой методики можно привести ст. 7 Закона Пензенской области "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области в сфере социальной защиты населения", которая устанавливает, что размеры субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 2 статьи 1 Закона (по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан и по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации), определяются исходя из среднего расчетного норматива затрат в год на одного обслуживаемого гражданина (койку, штатную единицу) по видам учреждений социального обслуживания, включая расходы на оплату труда с начислениями, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов, расходы по приобретению услуг, а также прочие расходы. Размеры субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных пунктами 3 - 7 статьи 1 настоящего Закона (по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей; по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям; по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее 6 месяцев, жертвам политических репрессий; по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законом Пензенской области от 3 декабря 2004 года N 693-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Пензенской области"; по выплате пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом Пензенской области от 8 сентября 2004 года N 653-ЗПО "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области", по возмещению расходов на погребение в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"), определяются исходя из численности лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и суммы расходов в расчете на одного получателя. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом, на планируемый год определяется исходя из нормативной численности указанных органов, устанавливаемой правительством Пензенской области, и расчетных нормативов затрат в год на одну штатную единицу. При расчете субвенций может применяться поправочный коэффициент, учитывающий особенности развития и содержания учреждений социального обслуживания, выполняющих отдельные государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом, а также объективные условия, влияющие на стоимость социальных услуг и социальных выплат.
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)- установленное в п. 3 ч. 6 требование указывать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, для осуществления соответствующих полномочий является важнейшей гарантией органов местного самоуправления на получение достаточного объема денежных средств на реализацию переданных полномочий. В качестве примера такой методики можно привести ст. 7 Закона Пензенской области "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области в сфере социальной защиты населения", которая устанавливает, что размеры субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 2 статьи 1 Закона (по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан и по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации), определяются исходя из среднего расчетного норматива затрат в год на одного обслуживаемого гражданина (койку, штатную единицу) по видам учреждений социального обслуживания, включая расходы на оплату труда с начислениями, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов, расходы по приобретению услуг, а также прочие расходы. Размеры субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных пунктами 3 - 7 статьи 1 настоящего Закона (по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей; по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям; по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее 6 месяцев, жертвам политических репрессий; по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законом Пензенской области от 3 декабря 2004 года N 693-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Пензенской области"; по выплате пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом Пензенской области от 8 сентября 2004 года N 653-ЗПО "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области", по возмещению расходов на погребение в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"), определяются исходя из численности лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и суммы расходов в расчете на одного получателя. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом, на планируемый год определяется исходя из нормативной численности указанных органов, устанавливаемой правительством Пензенской области, и расчетных нормативов затрат в год на одну штатную единицу. При расчете субвенций может применяться поправочный коэффициент, учитывающий особенности развития и содержания учреждений социального обслуживания, выполняющих отдельные государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом, а также объективные условия, влияющие на стоимость социальных услуг и социальных выплат.
Статья: Налогово-правовые меры поддержки семей
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<39> Всего таких субъектов 20: республики Адыгея (Адыгея), Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Коми, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чечня; Забайкальский край, Хабаровский край; Астраханская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Пензенская и Томская области.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<39> Всего таких субъектов 20: республики Адыгея (Адыгея), Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Коми, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чечня; Забайкальский край, Хабаровский край; Астраханская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Пензенская и Томская области.
Статья: Использование методических рекомендаций органов государственной власти в муниципальном правотворчестве
(Загидуллин Р.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2016, N 1)Данными положениями устанавливается обязанность владельцев земельных участков и иных объектов, независимо от организационно-правовой формы, осуществлять мероприятия по благоустройству не только собственного имущества, но и территории, прилегающей к ней. Они в дальнейшем вошли в перечень правил благоустройства территорий, утвержденных органами местного самоуправления <6>.
(Загидуллин Р.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2016, N 1)Данными положениями устанавливается обязанность владельцев земельных участков и иных объектов, независимо от организационно-правовой формы, осуществлять мероприятия по благоустройству не только собственного имущества, но и территории, прилегающей к ней. Они в дальнейшем вошли в перечень правил благоустройства территорий, утвержденных органами местного самоуправления <6>.
Статья: Надзор за исполнением земельного законодательства
(Зябкина Н.)
("Законность", N 5, 2001)Нарушениями законодательства сопровождается процесс приватизации земельных участков. Выявлены факты незаконного изъятия земель у предприятий и организаций, введения не соответствующих федеральному законодательству норм, регламентирующих приватизацию, несоблюдения установленного порядка заключения и оформления сделок (Краснодарский край, Калужская, Нижегородская, Новгородская области, Агинский Бурятский автономный округ и др.). В ряде регионов (Краснодарский край, Пензенская область, республики Алтай, Удмуртская и др.) вопреки федеральному законодательству введен запрет на приватизацию земельных участков под приватизированными предприятиями. Прокурорами приняты меры по отмене незаконных актов.
(Зябкина Н.)
("Законность", N 5, 2001)Нарушениями законодательства сопровождается процесс приватизации земельных участков. Выявлены факты незаконного изъятия земель у предприятий и организаций, введения не соответствующих федеральному законодательству норм, регламентирующих приватизацию, несоблюдения установленного порядка заключения и оформления сделок (Краснодарский край, Калужская, Нижегородская, Новгородская области, Агинский Бурятский автономный округ и др.). В ряде регионов (Краснодарский край, Пензенская область, республики Алтай, Удмуртская и др.) вопреки федеральному законодательству введен запрет на приватизацию земельных участков под приватизированными предприятиями. Прокурорами приняты меры по отмене незаконных актов.
Статья: Анализ региональных практик обеспечения жильем молодых семей и предложения по их совершенствованию
(Литвинова В.В., Буранкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Получателями займов в основном являются многодетные семьи, молодые семьи и молодые специалисты (Белгородская, Костромская, Пензенская области, Республика Саха (Якутия), Тюменская область). Отдельно следует выделить субъекты Российской Федерации, предоставляющие займы получателям материнского капитала при условии его использования на приобретение (строительство) жилья экономического класса. Это Курская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Чеченская Республика.
(Литвинова В.В., Буранкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Получателями займов в основном являются многодетные семьи, молодые семьи и молодые специалисты (Белгородская, Костромская, Пензенская области, Республика Саха (Якутия), Тюменская область). Отдельно следует выделить субъекты Российской Федерации, предоставляющие займы получателям материнского капитала при условии его использования на приобретение (строительство) жилья экономического класса. Это Курская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Чеченская Республика.
Статья: Правотворчество в сфере земельных отношений: муниципальный уровень
(Чмыхало Е.Ю.)
("Экологическое право", 2013, N 6)Следует отметить, что подобная правоприменительная практика формируется и некоторыми субъектами Российской Федерации. Например, в п. 6 ст. 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" <13> предусматривается, что уполномоченный орган управления или органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований при проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства или права их аренды для этой цели могут устанавливать требования, в частности, по благоустройству территорий общего пользования. Оценивая правомерность возложения такой обязанности, необходимо учитывать один из принципов земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Можно полагать, что такие правовые нормы обеспечивают оптимальный баланс публичных и частных интересов в сфере земельных отношений.
(Чмыхало Е.Ю.)
("Экологическое право", 2013, N 6)Следует отметить, что подобная правоприменительная практика формируется и некоторыми субъектами Российской Федерации. Например, в п. 6 ст. 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" <13> предусматривается, что уполномоченный орган управления или органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований при проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства или права их аренды для этой цели могут устанавливать требования, в частности, по благоустройству территорий общего пользования. Оценивая правомерность возложения такой обязанности, необходимо учитывать один из принципов земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Можно полагать, что такие правовые нормы обеспечивают оптимальный баланс публичных и частных интересов в сфере земельных отношений.
Статья: Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов
(Сушина Т.)
("Законность", 2009, N 3)Положительная практика привлечения застройщиков к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП зафиксирована в прокуратурах Нижегородской, Оренбургской и Пензенской областей. При этом по инициативе прокуроров самовольно занятые земельные участки возвращены их собственникам без возмещения затрат, произведенных застройщиками за время незаконного использования этих земельных участков.
(Сушина Т.)
("Законность", 2009, N 3)Положительная практика привлечения застройщиков к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП зафиксирована в прокуратурах Нижегородской, Оренбургской и Пензенской областей. При этом по инициативе прокуроров самовольно занятые земельные участки возвращены их собственникам без возмещения затрат, произведенных застройщиками за время незаконного использования этих земельных участков.