Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и дополнительное решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь положениями статей 216, 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, актуальная выписка из ЕГРН о наличии зарегистрированного права на здание КПП на дату предъявления иска истцом не представлена, а датирована 2015 г., при этом согласно его пояснениям здание КПП представляет собой не имеющий фундамента строительный вагончик, фотография которого имеется в материалах дела, что не оспаривалось истцом и подтверждено дополнительной судебной экспертизой ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ", согласно которой участок истца не имеет каких-либо надземных построек и объектов капитального строительства, при этом истец, являясь арендатором земельного участка, правом предъявления требования об установлении сервитута для обеспечения доступа к земельному участку не обладает, эксперт ГУП МО "МОБТИ" ФИО7 в судебном заседании пояснила, что вопрос о вариантах установления сервитута с целью обеспечения прохода и проезда именно к зданию КПП и в соответствии с ПДД не рассматривался, а определялся для обеспечения проезда транспорта на земельный участок с кадастровым номером N находящийся в аренде у истца. Также суд учел, что согласно дополнительной судебной экспертизе ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ" безопасная и допустимая нормативными документами организация въезда и выезда любых транспортных средств на участок истца со стороны соседнего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060602:26 не представляется возможной ввиду запрета ПДД осуществления сквозного проезда по территории АЗС."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Добросовестность арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)...между Государственным унитарным предприятием... (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества... (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка... в целях сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет.
(КонсультантПлюс, 2025)...между Государственным унитарным предприятием... (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества... (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка... в целях сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Иные коды функционального использования территории (Кн), понижающие корректирующие коэффициенты, или базовая ставка для особых (льготных) видов деятельности арендаторов применяются при предоставлении арендатором ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной отделом землеустройства Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (ГУП "ГУИОН"), а также без указанной ведомости при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Иные коды функционального использования территории (Кн), понижающие корректирующие коэффициенты, или базовая ставка для особых (льготных) видов деятельности арендаторов применяются при предоставлении арендатором ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной отделом землеустройства Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (ГУП "ГУИОН"), а также без указанной ведомости при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 11.07.2005 N 537-р "О предоставлении в аренду земельного участка государственному унитарному предприятию Краснодарского края "КубаньТоргСервис" для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса в с. Эсто-Садок Адлерского района города Сочи" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ОПППХ "Краснополянское", произведен перевод земель из одной категории в другую (сельскохозяйственные угодья в несельскохозяйственные) и в границах земельного участка 23:49:04 06 000:0048 выделен земельный участок площадью 10 га с кадастровым номером 23:49:04 20 022:0066. Впоследствии указанный участок разделен на пять земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:04 20 022:0129 - 133.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 11.07.2005 N 537-р "О предоставлении в аренду земельного участка государственному унитарному предприятию Краснодарского края "КубаньТоргСервис" для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса в с. Эсто-Садок Адлерского района города Сочи" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ОПППХ "Краснополянское", произведен перевод земель из одной категории в другую (сельскохозяйственные угодья в несельскохозяйственные) и в границах земельного участка 23:49:04 06 000:0048 выделен земельный участок площадью 10 га с кадастровым номером 23:49:04 20 022:0066. Впоследствии указанный участок разделен на пять земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:04 20 022:0129 - 133.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным организациям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
(ред. от 07.07.2025)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным организациям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Могут ли третьи лица требовать аннулировать запись о госрегистрации договора аренды, если решение суда о регистрации договора отменено
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".
Могут ли третьи лица требовать аннулировать запись о госрегистрации договора аренды, если решение суда о регистрации договора отменено
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
Вопрос: Вправе ли организация приватизировать земельный участок, на котором расположен ее объект и объект муниципальной собственности?
(Консультация эксперта, 2024)Для неделимых участков со зданиями, одно из которых находится в частной собственности, а другое - эксплуатируется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предусмотрено специальное правило. Согласно п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ, если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
(Консультация эксперта, 2024)Для неделимых участков со зданиями, одно из которых находится в частной собственности, а другое - эксплуатируется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предусмотрено специальное правило. Согласно п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ, если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)К примеру, в Правилах землепользования и застройки города Томска [5] на правообладателя земельного участка возложена обязанность указывать данные о всех видах разрешенного использования. Так, в статье 11 отмечается: "собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон. Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор недвижимости обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость".
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)К примеру, в Правилах землепользования и застройки города Томска [5] на правообладателя земельного участка возложена обязанность указывать данные о всех видах разрешенного использования. Так, в статье 11 отмечается: "собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон. Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор недвижимости обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)7) земельные участки, которые находятся в федеральной собственности, приватизация которых в соответствии с законодательством РФ не допускается и которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды государственным унитарным предприятиям, указанным в настоящей статье, передаются по договорам аренды акционерным обществам, которые создаются путем преобразования государственных унитарных предприятий. Ставка арендной платы за пользование такими земельными участками определяется Правительством РФ;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)7) земельные участки, которые находятся в федеральной собственности, приватизация которых в соответствии с законодательством РФ не допускается и которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды государственным унитарным предприятиям, указанным в настоящей статье, передаются по договорам аренды акционерным обществам, которые создаются путем преобразования государственных унитарных предприятий. Ставка арендной платы за пользование такими земельными участками определяется Правительством РФ;
Справка: Особенности использования права хозяйственного ведения
(КонсультантПлюс, 2025)Любое имущество ГУП и МУП (кроме казенных предприятий) принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Исключение - земельные участки. Их предоставляют предприятиям по договору аренды (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Любое имущество ГУП и МУП (кроме казенных предприятий) принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Исключение - земельные участки. Их предоставляют предприятиям по договору аренды (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Статья: Проблемы формирования доходов от использования государственного и муниципального имущества и пути их разрешения
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Можно ли с покупателя недвижимости, расположенной на арендованном участке, взыскать сумму неосновательного обогащения, если он не вносит арендные платежи и не заключает новый договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судом апелляционной инстанции правомерно произведен расчет неосновательного обогащения в размере арендной платы, исчисленной исходя из площади земельного участка, указанной в представленной ответчиком справке государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" о размере площади земельного участка, необходимой для обслуживания и эксплуатации административно-складского здания, составляющей 2412 кв. м..."
Можно ли с покупателя недвижимости, расположенной на арендованном участке, взыскать сумму неосновательного обогащения, если он не вносит арендные платежи и не заключает новый договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судом апелляционной инстанции правомерно произведен расчет неосновательного обогащения в размере арендной платы, исчисленной исходя из площади земельного участка, указанной в представленной ответчиком справке государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" о размере площади земельного участка, необходимой для обслуживания и эксплуатации административно-складского здания, составляющей 2412 кв. м..."