Предоставление земельного участка многодетным Красноярск
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка многодетным Красноярск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.10.2024 N 88а-22210/2024 (УИД 24RS0032-01-2023-001958-92)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) О признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перераспределения (отказа в перераспределении) земельного участка, отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка, проекта межевания.
Обстоятельства: Истец является многодетным отцом, имеющим шестерых детей, и поэтому считает, что имеет право на земельный участок, предоставляемый в собственность в двойном размере.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки позиции апелляционной инстанции факт того, что судом первой инстанции 04.05.2023 были приняты меры предварительной защиты в части запрета Департаменту муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска осуществлять распорядительные действия по предоставлению иным лицам земельного участка до вступления решения в законную силу не свидетельствует о том, что направление иному заинтересованному лицу схемы расположения земельного участка на получение которого в собственность также претендует истец его права не затрагивает, поскольку материалы дела свидетельствует о том, что имеется конкуренция относительно получения в собственность спорного земельного участка, что подтверждается пояснениями самого ответчика (том., 1., л.д., 137) из содержания которых следует, что на вышеуказанный земельный участок поступило 36 заявлений от многодетных граждан, в том числе от многодетных семей, имеющих шестерых детей.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) О признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перераспределения (отказа в перераспределении) земельного участка, отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка, проекта межевания.
Обстоятельства: Истец является многодетным отцом, имеющим шестерых детей, и поэтому считает, что имеет право на земельный участок, предоставляемый в собственность в двойном размере.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки позиции апелляционной инстанции факт того, что судом первой инстанции 04.05.2023 были приняты меры предварительной защиты в части запрета Департаменту муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска осуществлять распорядительные действия по предоставлению иным лицам земельного участка до вступления решения в законную силу не свидетельствует о том, что направление иному заинтересованному лицу схемы расположения земельного участка на получение которого в собственность также претендует истец его права не затрагивает, поскольку материалы дела свидетельствует о том, что имеется конкуренция относительно получения в собственность спорного земельного участка, что подтверждается пояснениями самого ответчика (том., 1., л.д., 137) из содержания которых следует, что на вышеуказанный земельный участок поступило 36 заявлений от многодетных граждан, в том числе от многодетных семей, имеющих шестерых детей.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.09.2017 N 53-АПГ17-33
Об отмене решения Красноярского краевого суда от 15.05.2017 и отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 2 статьи 14 и недействующим абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.
Об отмене решения Красноярского краевого суда от 15.05.2017 и отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 2 статьи 14 и недействующим абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты предоставления земельных участков многодетным семьям (на основании практики прокурорского надзора прокуратуры Тамбовской области)
(Гулягин А.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Еще одной проблемой является следующее: в результате прокурорских проверок повсеместно выявляются факты необеспечения предоставляемых многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (Республика Карелия, Саха (Якутия), Красноярский, Ставропольский края, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Мурманская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Томская области и др.) <23>. Тамбовская область не исключение.
(Гулягин А.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Еще одной проблемой является следующее: в результате прокурорских проверок повсеместно выявляются факты необеспечения предоставляемых многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (Республика Карелия, Саха (Якутия), Красноярский, Ставропольский края, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Мурманская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Томская области и др.) <23>. Тамбовская область не исключение.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<23> Например, дела о несанкционированных свалках на неразграниченных землях. Более подробно об этих делах можно посмотреть, напр.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40; Баженова О.И. Анализ Постановления КС РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 9 и п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // Местное право. 2023. N 5. С. 39 - 54.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<23> Например, дела о несанкционированных свалках на неразграниченных землях. Более подробно об этих делах можно посмотреть, напр.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40; Баженова О.И. Анализ Постановления КС РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 9 и п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" // Местное право. 2023. N 5. С. 39 - 54.
Нормативные акты
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
"Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год"При содействии Уполномоченного получили выплаты, предусмотренные мерами социальной поддержки для семей с детьми, 84 человека... Выплаты по социальной помощи получили 20 человек. Предоставлена помощь в преодолении трудной жизненной ситуации 5 жителям Красноярского края и Ульяновской области, 5 человек получили положенные пособия по беременности и родам.
"Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год"При содействии Уполномоченного получили выплаты, предусмотренные мерами социальной поддержки для семей с детьми, 84 человека... Выплаты по социальной помощи получили 20 человек. Предоставлена помощь в преодолении трудной жизненной ситуации 5 жителям Красноярского края и Ульяновской области, 5 человек получили положенные пособия по беременности и родам.
Решение Красноярского УФАС России от 14.07.2020 N 024/06/105-1970/2020
Обстоятельства: Поступила жалоба на установление неправомерных требований при формировании конкурсной документации, ограничивающие возможность принятия участия в открытом конкурсе в электронной форме и позволяющие предоставить определенному участнику торгов преимущественные условия для участия в закупке.В соответствии с пунктом 1.7 Информационной карты конкурсной документации объектом закупки является оказание услут по модернизации, внедрению, сопровождению и текущему обновлению государственных информационных систем Красноярского края "Адресная социальная помощь", "Регистр многодетных граждан, состоящих на учете по предоставлению земельных участков", "Учет выписок из ИПРА", "Регистр получателей социальных услуг", "Реестр поставщиков социальных услуг", "Единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении". "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края".
Обстоятельства: Поступила жалоба на установление неправомерных требований при формировании конкурсной документации, ограничивающие возможность принятия участия в открытом конкурсе в электронной форме и позволяющие предоставить определенному участнику торгов преимущественные условия для участия в закупке.В соответствии с пунктом 1.7 Информационной карты конкурсной документации объектом закупки является оказание услут по модернизации, внедрению, сопровождению и текущему обновлению государственных информационных систем Красноярского края "Адресная социальная помощь", "Регистр многодетных граждан, состоящих на учете по предоставлению земельных участков", "Учет выписок из ИПРА", "Регистр получателей социальных услуг", "Реестр поставщиков социальных услуг", "Единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении". "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края".
Вопрос: Об отсутствии оснований для изменения земельного законодательства в целях установления возможности предоставления каждому гражданину бесплатно земельного участка в собственность, а также о возможности льготного предоставления земельных участков в собственность отдельным категориям граждан, в частности, в Красноярском крае.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 24.04.2009 N Д23-1120)Многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей: ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 24.04.2009 N Д23-1120)Многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей: ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.
Статья: Место законодательства субъектов Российской Федерации в системе земельного законодательства
(Болтанова Е.С.)
("Юрист", 2016, N 10)Во-первых, активно оспариваются нормы, обеспечивающие получение земельных участков на льготных условиях (бесплатно). Так, оспаривались: законность предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены жилые дома (Республика Бурятия, Хабаровский и Пермский края), условия предоставления земельных участков многодетным семьям (Пензенская, Костромская, Ярославская, Белгородская области, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край). По данной категории дел решения судов основываются на указаниях Конституционного Суда РФ, о том, что определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта РФ, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса, в том числе в части установления порядка предоставления (Определения КС РФ от 24.12.2013 N 2134-О, Верховного Суда РФ от 15.10.2014 N 8-АПГ14-10 и др.). "Субъекты РФ определяют именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм ГК РФ и ЗК РФ" <8>.
(Болтанова Е.С.)
("Юрист", 2016, N 10)Во-первых, активно оспариваются нормы, обеспечивающие получение земельных участков на льготных условиях (бесплатно). Так, оспаривались: законность предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены жилые дома (Республика Бурятия, Хабаровский и Пермский края), условия предоставления земельных участков многодетным семьям (Пензенская, Костромская, Ярославская, Белгородская области, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край). По данной категории дел решения судов основываются на указаниях Конституционного Суда РФ, о том, что определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта РФ, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса, в том числе в части установления порядка предоставления (Определения КС РФ от 24.12.2013 N 2134-О, Верховного Суда РФ от 15.10.2014 N 8-АПГ14-10 и др.). "Субъекты РФ определяют именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм ГК РФ и ЗК РФ" <8>.