Правовое регулирование административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние нормативно-правового регулирования административной ответственности должностных лиц
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)"Административное право и процесс", 2021, N 9
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)"Административное право и процесс", 2021, N 9
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
(ред. от 04.11.2025)Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В пределах своей компетенции "субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование административной ответственности лишь по вопросам материально-правового и организационно-процедурного характера, а именно:
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В пределах своей компетенции "субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование административной ответственности лишь по вопросам материально-правового и организационно-процедурного характера, а именно:
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<8> Воробьева Д.С., Кошелева В.С. Проблемы правового регулирования административной ответственности юридических лиц // БИЗНЕС. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. Правовые и экономические аспекты: Сб. материалов X Международной научно-практической конференции "Леденцовские чтения", Вологда, 28 апреля 2022 г. Вологда: Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. С. 489 - 492.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<8> Воробьева Д.С., Кошелева В.С. Проблемы правового регулирования административной ответственности юридических лиц // БИЗНЕС. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. Правовые и экономические аспекты: Сб. материалов X Международной научно-практической конференции "Леденцовские чтения", Вологда, 28 апреля 2022 г. Вологда: Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. С. 489 - 492.
Статья: Анализ главы 26 проекта КоАП РФ "Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ"
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Специфика и новизна первой части проявляет себя уже в самом начале. Например, она проглядывается в расширении системы законодательства об административных правонарушениях (соответствующая административно-правовая норма дополнена указанием на Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <1> в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях), развертывании его принципов, определении полномочий органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности, введении в федеральный законодательный обиход новых категорий "грубое административное правонарушение", "продолжаемое административное правонарушение", "длящееся административное правонарушение" и др.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Специфика и новизна первой части проявляет себя уже в самом начале. Например, она проглядывается в расширении системы законодательства об административных правонарушениях (соответствующая административно-правовая норма дополнена указанием на Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <1> в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях), развертывании его принципов, определении полномочий органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности, введении в федеральный законодательный обиход новых категорий "грубое административное правонарушение", "продолжаемое административное правонарушение", "длящееся административное правонарушение" и др.
Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) на территории Российской Федерации. Предметом исследования выступает нормативно-правовое регулирование административной ответственности работников МФЦ. Целями исследования являются выявление проблем административной ответственности работников МФЦ и поиск путей их нормативно-правового разрешения. В ходе исследования использовались научно-теоретический, научно-практический, сравнительно-правовой методы исследования, метод сравнительно-правового анализа, метод правового толкования, логический и формально-логический метод исследования, объективные методы анализа и др. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях огромной востребованности услуг МФЦ в стране (до 96% охвата населения) резко возрастает необходимость правового регулирования охраны персональных данных, а также иных правонарушений порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Неопределенность правового статуса сотрудников МФЦ является фактором, препятствующим юридическому детерминированию их ответственности в рамках закона. Новизна исследования заключается в том, что проанализированы научные положения по направлению исследования, а также в подходе к вопросу об административной ответственности с точки зрения специальной правосубъектности сотрудника МФЦ. По результатам исследования установлено, что законодательство об административной ответственности работников МФЦ содержит юридические коллизии, препятствующие назначению справедливого наказания субъекту из-за того, что в рамках одной и той же нормы одинаковое наказание назначается субъектам, принимающим далеко не равное участие в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) на территории Российской Федерации. Предметом исследования выступает нормативно-правовое регулирование административной ответственности работников МФЦ. Целями исследования являются выявление проблем административной ответственности работников МФЦ и поиск путей их нормативно-правового разрешения. В ходе исследования использовались научно-теоретический, научно-практический, сравнительно-правовой методы исследования, метод сравнительно-правового анализа, метод правового толкования, логический и формально-логический метод исследования, объективные методы анализа и др. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях огромной востребованности услуг МФЦ в стране (до 96% охвата населения) резко возрастает необходимость правового регулирования охраны персональных данных, а также иных правонарушений порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Неопределенность правового статуса сотрудников МФЦ является фактором, препятствующим юридическому детерминированию их ответственности в рамках закона. Новизна исследования заключается в том, что проанализированы научные положения по направлению исследования, а также в подходе к вопросу об административной ответственности с точки зрения специальной правосубъектности сотрудника МФЦ. По результатам исследования установлено, что законодательство об административной ответственности работников МФЦ содержит юридические коллизии, препятствующие назначению справедливого наказания субъекту из-за того, что в рамках одной и той же нормы одинаковое наказание назначается субъектам, принимающим далеко не равное участие в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Статья: Модель административной ответственности: под патронажем Н.Г. Салищевой и спустя годы
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Актуальные вопросы правового регулирования административной ответственности в России <13> и проблемы института административной ответственности на современном этапе <14> также не обошлись без базиса научных трудов и концепции гуманистического подхода Н.Г. Салищевой в производстве по делам об административных правонарушениях.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Актуальные вопросы правового регулирования административной ответственности в России <13> и проблемы института административной ответственности на современном этапе <14> также не обошлись без базиса научных трудов и концепции гуманистического подхода Н.Г. Салищевой в производстве по делам об административных правонарушениях.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Принимая во внимание то, что значительное количество указанных правовых актов уже становилось предметом изучения современных исследователей в разных аспектах [10; 11], позволим себе остановиться лишь на наиболее актуальных в настоящее время законопроектах. В частности, предлагается провести сравнительный анализ действующего КоАП РФ и проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г., разработанного Минюстом России <8>, и, подробно рассмотрев особенности конструирования отдельных элементов соответствующих норм, определить некоторые тенденции и возможные перспективы совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение требований чрезвычайного законодательства.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Принимая во внимание то, что значительное количество указанных правовых актов уже становилось предметом изучения современных исследователей в разных аспектах [10; 11], позволим себе остановиться лишь на наиболее актуальных в настоящее время законопроектах. В частности, предлагается провести сравнительный анализ действующего КоАП РФ и проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г., разработанного Минюстом России <8>, и, подробно рассмотрев особенности конструирования отдельных элементов соответствующих норм, определить некоторые тенденции и возможные перспективы совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение требований чрезвычайного законодательства.
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- юридическое оформление получили полномочия органов местного самоуправления в области правового регулирования административной ответственности;
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- юридическое оформление получили полномочия органов местного самоуправления в области правового регулирования административной ответственности;
Статья: Виды, характер и дефекты системных связей норм законодательства об административных правонарушениях
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Актуальность обращения к исследуемой проблематике обусловлена: большим количеством изменений в законодательстве об административных правонарушениях, которые становятся одним из факторов появления в нем противоречий; преимущественно отрицательными оценками юридическим сообществом состояния действующего законодательства об административных правонарушениях; идущим в настоящее время процессом реформирования законодательства об административных правонарушениях. Цель исследования - определение видов и характера системных связей норм законодательства об административных правонарушениях. Объект исследования - система законодательства об административных правонарушениях. Предметом исследования являются находящиеся во взаимосвязях нормы права, виды, характер и дефекты некоторых взаимосвязей. В исследовании применялась совокупность общенаучных, специальных и частно-научных методов познания правовых явлений, особая роль отведена системному подходу. В ходе исследования отмечается, что нарушения взаимосвязей норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (дефекты) порождают неопределенность правового регулирования административной ответственности и способствуют появлению ошибок в практике реализации норм права. Дана классификация взаимосвязей норм и рассмотрены дефекты в них (коллизии, неоправданная конкуренция и дублирование норм, правовые пробелы), предложены возможные пути устранения некоторых дефектов. В заключении работы сделан вывод о том, что внесение изменений (дополнений) в административно-деликтное законодательство, разработка и принятие нового требуют анализа и учета характера взаимосвязи его нормативного содержания.
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Актуальность обращения к исследуемой проблематике обусловлена: большим количеством изменений в законодательстве об административных правонарушениях, которые становятся одним из факторов появления в нем противоречий; преимущественно отрицательными оценками юридическим сообществом состояния действующего законодательства об административных правонарушениях; идущим в настоящее время процессом реформирования законодательства об административных правонарушениях. Цель исследования - определение видов и характера системных связей норм законодательства об административных правонарушениях. Объект исследования - система законодательства об административных правонарушениях. Предметом исследования являются находящиеся во взаимосвязях нормы права, виды, характер и дефекты некоторых взаимосвязей. В исследовании применялась совокупность общенаучных, специальных и частно-научных методов познания правовых явлений, особая роль отведена системному подходу. В ходе исследования отмечается, что нарушения взаимосвязей норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (дефекты) порождают неопределенность правового регулирования административной ответственности и способствуют появлению ошибок в практике реализации норм права. Дана классификация взаимосвязей норм и рассмотрены дефекты в них (коллизии, неоправданная конкуренция и дублирование норм, правовые пробелы), предложены возможные пути устранения некоторых дефектов. В заключении работы сделан вывод о том, что внесение изменений (дополнений) в административно-деликтное законодательство, разработка и принятие нового требуют анализа и учета характера взаимосвязи его нормативного содержания.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Разработанная С.С. Алексеевым концепция механизма правового регулирования послужила основой для прикладных исследований в этой области. Так, вопрос о механизме уголовно-правового регулирования был поставлен и раскрыт в работах В.С. Прохорова, Н.М. Кропачева и А.Н. Тарбагаева <1>. В рамках административно-правовой науки по тематике механизма правового регулирования особо следует выделить работы И.И. Веремеенко <2>. Заслуживает также внимания опубликованная в 1979 г. монография Л.В. Коваля "Административно-деликтное отношение", в которой были рассмотрены вопросы механизма правового регулирования административной ответственности <3>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Разработанная С.С. Алексеевым концепция механизма правового регулирования послужила основой для прикладных исследований в этой области. Так, вопрос о механизме уголовно-правового регулирования был поставлен и раскрыт в работах В.С. Прохорова, Н.М. Кропачева и А.Н. Тарбагаева <1>. В рамках административно-правовой науки по тематике механизма правового регулирования особо следует выделить работы И.И. Веремеенко <2>. Заслуживает также внимания опубликованная в 1979 г. монография Л.В. Коваля "Административно-деликтное отношение", в которой были рассмотрены вопросы механизма правового регулирования административной ответственности <3>.