Постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации""Таким образом, обязанность по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом возложена именно на Администрацию, а само инициирование процесса образования земельного участка под многоквартирным домом в соответствующем уполномоченном государственном органе может быть осуществлено любым собственником помещения в многоквартирном доме, посредством обращения к уполномоченному лицу."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Соответственно изменение уникальных характеристик ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, для целей строительства объектов недвижимости требует соблюдения процедуры подготовки документации по планировке территории, предусмотренной статьями 45, 46 ГрК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Дождитесь постановки земельного участка на кадастровый учет
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Дождитесь постановки земельного участка на кадастровый учет
Статья: Оформление в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: актуальные вопросы правоприменения
(Данилов К.С., Низовцев И.В., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Аналогичные нормы содержатся и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В частности, в части 1 статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. В целях образования земельных участков под многоквартирными домами уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством. В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, который осуществляет формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.
(Данилов К.С., Низовцев И.В., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Аналогичные нормы содержатся и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В частности, в части 1 статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. В целях образования земельных участков под многоквартирными домами уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством. В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, который осуществляет формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"4. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"4. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.4) органа государственной власти или органа местного самоуправления, на которые на основании федерального закона возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, - при государственном кадастровом учете земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.4) органа государственной власти или органа местного самоуправления, на которые на основании федерального закона возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, - при государственном кадастровом учете земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах;
Статья: Участие нотариуса в обеспечении права преимущественной покупки
(Лагодина Е.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 8)Однако в большинстве случаев, если здание не являлось многоквартирным домом, земельный участок, поставленный на кадастровый учет, признается самостоятельным предметом сделки, в отношении которого обособленно зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
(Лагодина Е.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 8)Однако в большинстве случаев, если здание не являлось многоквартирным домом, земельный участок, поставленный на кадастровый учет, признается самостоятельным предметом сделки, в отношении которого обособленно зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Вместе с тем в п. 67 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 разъяснено: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирными домами находится в собственности публично-правового образования. По смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под МКД. В связи с этим возникают вопросы: как разграничивается сфера ответственности публичного собственника и собственников помещений в МКД, как определяется размер земельного участка, которым не может распоряжаться публичный собственник до постановки на кадастровый учет земельного участка для эксплуатации МКД?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Вместе с тем в п. 67 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 разъяснено: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирными домами находится в собственности публично-правового образования. По смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под МКД. В связи с этим возникают вопросы: как разграничивается сфера ответственности публичного собственника и собственников помещений в МКД, как определяется размер земельного участка, которым не может распоряжаться публичный собственник до постановки на кадастровый учет земельного участка для эксплуатации МКД?
Готовое решение: Облагается ли земельный участок под многоквартирным домом земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет;
(КонсультантПлюс, 2025)земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.