Земли запаса неиспользуемые

Подборка наиболее важных документов по запросу Земли запаса неиспользуемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 N 17АП-5400/2023-ГКу по делу N А60-7202/2023
Требование: О взыскании платы за пользование земельным участком.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Согласно представленному истцом акту обследования земельного участка от 30.09.2021 территория огорожена, на ней расположены двухэтажное нежилое здание и гараж на семь боксов, строение не используется; в акте указано на использование боксов в том числе для хранения спецтехники, нахождение на участке автокрана и прицепа. Таким образом указанный акт не подтверждает использование земельного участка для складов (размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)
Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)
Поэтому представляется, что отнесение земель к категории земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, на сегодняшний день является недостаточным и неоправданным. Необходимо более четко сформулировать критерии формирования такого особого правового режима. Данный вывод отчасти подтверждает хотя и нетривиальная, но вполне обоснованная позиция ученых о том, что земли запаса не являются природным ресурсом, поскольку не используются в хозяйственной деятельности <984>. Основным критерием отнесения земель к категории земель запаса должна выступать невозможность использовать земельные участки по целевому назначению по тем или иным причинам. Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые, в том числе, будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления. В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, то есть временного изъятия из оборота <985>. Данный вывод подтверждают и материалы судебной практики. Так, суд приходит к выводу, что если в случае загрязнения не было принято решение об изъятии земельного участка, его консервации и переводе в состав земель запаса, то запретить его использование по целевому назначению нельзя <986>. Так и исследователи отмечают, что при загрязнении земель существенными являются вопросы о порядке признания земельных участков ограниченными в обороте по этому правовому основанию и о документальном подтверждении такого признания <987>.

Нормативные акты

Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)
<*> Согласно Приложению 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" действие статей 7, 8, 9, 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).