Порядок проведения проверок по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения проверок по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 99 "Контроль в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, закон разделяет контрольные функции уполномоченного органа по рассмотрению жалоб участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего (рассмотрение таких жалоб осуществляется по итогам проведения внеплановых проверок с применением порядка, установленного статьями 105 и 106 этого Федерального закона) и по рассмотрению поступившей информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (рассмотрение таких обращений осуществляется по итогам проведения внеплановых проверок в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона N 44-ФЗ). При этом источник поступления информации в последнем случае законом не ограничен, в связи с чем соответствующая проверка может быть произведена уполномоченным органом в том числе на основании обращения самого нарушителя, что имело место в рассматриваемой ситуации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 105 "Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, закон разделяет контрольные функции уполномоченного органа по рассмотрению жалоб участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего (рассмотрение таких жалоб осуществляется по итогам проведения внеплановых проверок с применением порядка, установленного статьями 105 и 106 этого Федерального закона) и по рассмотрению поступившей информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (рассмотрение таких обращений осуществляется по итогам проведения внеплановых проверок в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона N 44-ФЗ). При этом источник поступления информации в последнем случае законом не ограничен, в связи с чем соответствующая проверка может быть произведена уполномоченным органом в том числе на основании обращения самого нарушителя, что имело место в рассматриваемой ситуации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения ФАС России (ее территориальными органами) плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения ФАС России (ее территориальными органами) плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.
Статья: Государственный контроль в сфере публичных закупок: понятие и виды
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)4.3.5. Обеспечить своевременную приемку поставленного Товара, соответствующего условиям настоящего Контракта, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям настоящего Контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ и настоящим Контрактом.
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)4.3.5. Обеспечить своевременную приемку поставленного Товара, соответствующего условиям настоящего Контракта, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям настоящего Контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ и настоящим Контрактом.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется органами контроля в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется органами контроля в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При этом комиссия заказчика в силу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в рассматриваемом случае обязана (а не просто вправе) провести проверку фактического соответствия участника закупки установленному требованию. Сделать это совсем нетрудно, поскольку реестр лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, ведется непосредственно в ЕИС <71>. Простой поиск в соответствующей таблице по ИНН участника закупки способен уберечь заказчика от возможных обвинений в нарушении порядка определения победителя конкурентной процедуры и от признания контракта ничтожной сделкой.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)При этом комиссия заказчика в силу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в рассматриваемом случае обязана (а не просто вправе) провести проверку фактического соответствия участника закупки установленному требованию. Сделать это совсем нетрудно, поскольку реестр лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, ведется непосредственно в ЕИС <71>. Простой поиск в соответствующей таблице по ИНН участника закупки способен уберечь заказчика от возможных обвинений в нарушении порядка определения победителя конкурентной процедуры и от признания контракта ничтожной сделкой.
Вопрос: Может ли обращение физического лица в контрольный орган в сфере закупок о включении в план мероприятий на 2025 г. проверки определенного юридического лица являться основанием для включения его в план проведения плановых проверок?
(Консультация эксперта, 2024)Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе и обращение гражданина, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе и обращение гражданина, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ приведенной в настоящем обзоре практики антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, а также проведению внеплановых проверок в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", на действия (бездействие) субъектов контроля свидетельствует о наличии ряда спорных вопросов, связанных с "дополнительной аккредитацией" участников в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона; осуществлению закупок, в рамках которых предъявляются дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также соблюдению банками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ приведенной в настоящем обзоре практики антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, а также проведению внеплановых проверок в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", на действия (бездействие) субъектов контроля свидетельствует о наличии ряда спорных вопросов, связанных с "дополнительной аккредитацией" участников в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона; осуществлению закупок, в рамках которых предъявляются дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также соблюдению банками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)В арбитражном суде заказчик требовал признать незаконными решение и предписание, указывая на нарушение ФАС России порядка проведения проверки по жалобе.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)В арбитражном суде заказчик требовал признать незаконными решение и предписание, указывая на нарушение ФАС России порядка проведения проверки по жалобе.
Готовое решение: Какие права есть у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральное казначейство также проверяет, как органы контроля субъектов РФ и муниципальных образований следят за соблюдением Закона N 44-ФЗ (ч. 11.2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 5.28 Положения о Федеральном казначействе). Порядок проведения проверок утвержден Приказом Минфина России от 29.10.2021 N 167н.
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральное казначейство также проверяет, как органы контроля субъектов РФ и муниципальных образований следят за соблюдением Закона N 44-ФЗ (ч. 11.2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 5.28 Положения о Федеральном казначействе). Порядок проведения проверок утвержден Приказом Минфина России от 29.10.2021 N 167н.
Последние изменения: Обжалование по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупках по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (без применения порядка, установленного ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) указанное обжалование не предусмотрено. Контроль в отношении них может быть осуществлен путем проведения внеплановой проверки по п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (п. 1 Письма).
(КонсультантПлюс, 2025)При закупках по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (без применения порядка, установленного ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) указанное обжалование не предусмотрено. Контроль в отношении них может быть осуществлен путем проведения внеплановой проверки по п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (п. 1 Письма).
Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Также обращаем внимание, что Порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденный приказом Минфина России от 29.10.2021 N 167н, регулирует взаимоотношения Федерального казначейства и органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части проведения Федеральным казначейством вышеуказанных проверок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Также обращаем внимание, что Порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденный приказом Минфина России от 29.10.2021 N 167н, регулирует взаимоотношения Федерального казначейства и органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части проведения Федеральным казначейством вышеуказанных проверок.