Порядок официального опубликования международных договоров Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок официального опубликования международных договоров Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подтверждение российской стороной намерения требовать выдачи (экстрадиции) лица как самостоятельный элемент в системе международного розыска
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 2)Как видно из анализа приведенных в Перечне официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, предусматривающих возможность выдачи лица <3>, в различных нормативно-правовых актах порядок выдачи имеет разную степень детализации.
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 2)Как видно из анализа приведенных в Перечне официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, предусматривающих возможность выдачи лица <3>, в различных нормативно-правовых актах порядок выдачи имеет разную степень детализации.
Статья: Имплементация международных норм и судебных решений
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) судами РФ непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, в Бюллетене международных договоров, размещены на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Закона о международных договорах (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5);
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) судами РФ непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, в Бюллетене международных договоров, размещены на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Закона о международных договорах (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5);
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"До внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование временно применяемые Российской Федерацией международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие при этом иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, либо в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 3 и частью первой статьи 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" для международных договоров, ратифицированных Федеральным Собранием.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"До внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование временно применяемые Российской Федерацией международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие при этом иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, либо в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 3 и частью первой статьи 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" для международных договоров, ратифицированных Федеральным Собранием.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Основным международным договором РФ в сфере персональных данных является Конвенция 1981 г. Данный документ закрепил фундаментальные принципы обработки персональных данных, которые были имплементированы в Закон о персональных данных. Следует отметить, что положения Конвенции не создают непосредственно прав и обязанностей для участников отношений, связанных с обработкой персональных данных, а создают обязательства для государства по их имплементации в национальное право (ст. 4(1)). Как следствие, положения данной Конвенции не действуют в России непосредственно <1>. Кроме того, важно подчеркнуть, что Конвенция 1981 г. допускает возможность присоединяющейся стороны сделать заявление об отдельных изъятиях в сфере ее применения. Российская Федерация воспользовалась этим положением, заявив, что не будет применять Конвенцию к персональным данным, обрабатываемым физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, а также к данным, отнесенным к государственной тайне. Кроме того, Российская Федерация прямо указала на то, что оставляет за собой возможность устанавливать ограничения прав субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка <2>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Основным международным договором РФ в сфере персональных данных является Конвенция 1981 г. Данный документ закрепил фундаментальные принципы обработки персональных данных, которые были имплементированы в Закон о персональных данных. Следует отметить, что положения Конвенции не создают непосредственно прав и обязанностей для участников отношений, связанных с обработкой персональных данных, а создают обязательства для государства по их имплементации в национальное право (ст. 4(1)). Как следствие, положения данной Конвенции не действуют в России непосредственно <1>. Кроме того, важно подчеркнуть, что Конвенция 1981 г. допускает возможность присоединяющейся стороны сделать заявление об отдельных изъятиях в сфере ее применения. Российская Федерация воспользовалась этим положением, заявив, что не будет применять Конвенцию к персональным данным, обрабатываемым физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, а также к данным, отнесенным к государственной тайне. Кроме того, Российская Федерация прямо указала на то, что оставляет за собой возможность устанавливать ограничения прав субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка <2>.
Статья: Международные договоры и российское гражданское законодательство: к структуре и системе современного права
(Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, NN 2, 3)Вопросы применения международных договоров во внутреннем праве составляют предмет правового регулирования национального права. Соответственно, именно в компетенции Конституции РФ и ГК РФ находятся вопросы об определении места международных договоров в правовой системе страны, о соотношении их юридической силы с источниками национального права, а это, в свою очередь, предполагает возможность закрепления в национальном законодательстве условий их применения в соотношении с нормами национального законодательства. Как можно понять, именно такое понимание было заложено в смысл нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16 июня 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", устанавливающей, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В частности, комментаторами было отмечено, что непосредственное действие международных договоров никак не означает прямого их применения, поскольку "государства имеют разные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, но все они определяются последним и уже в силу этого говорить о прямом действии международного права не приходится - нормы международного права действуют в составе правовой системы страны, а не помимо ее, применяются в соответствии с целями и принципами и в установленном ею процессуальном порядке" <8>. Интересно обратить внимание и на то, что вопрос о месте и значении самоисполнимых условий международных договоров не имеет единообразной и однозначной оценки в зарубежной практике. Соответственно, и их восприятие в значении абсолюта опрометчиво. Экспертным сообществом отмечается, что самоисполнимые международные договоры (self-executing treaties) не могут рассматриваться автономно от законодательства и судебной системы национального правопорядка и вне ее конституционных ценностей <9>. В доктрине существует несколько подходов к пониманию самоисполнимых договоров, хотя подчеркивается нечеткость различий в конструкциях "self-executing" и "non-self-executing", притом что уже значительное время высказываются предложения об исключении термина "самоисполнимые договоры" из юридического обихода, в любом случае сторонниками и противниками самоисполнимых договоров признается активная роль судов в их применении, что само по себе исключает автоматизм как имманентную черту самоисполнимых договоров <10>.
(Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, NN 2, 3)Вопросы применения международных договоров во внутреннем праве составляют предмет правового регулирования национального права. Соответственно, именно в компетенции Конституции РФ и ГК РФ находятся вопросы об определении места международных договоров в правовой системе страны, о соотношении их юридической силы с источниками национального права, а это, в свою очередь, предполагает возможность закрепления в национальном законодательстве условий их применения в соотношении с нормами национального законодательства. Как можно понять, именно такое понимание было заложено в смысл нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16 июня 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", устанавливающей, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В частности, комментаторами было отмечено, что непосредственное действие международных договоров никак не означает прямого их применения, поскольку "государства имеют разные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, но все они определяются последним и уже в силу этого говорить о прямом действии международного права не приходится - нормы международного права действуют в составе правовой системы страны, а не помимо ее, применяются в соответствии с целями и принципами и в установленном ею процессуальном порядке" <8>. Интересно обратить внимание и на то, что вопрос о месте и значении самоисполнимых условий международных договоров не имеет единообразной и однозначной оценки в зарубежной практике. Соответственно, и их восприятие в значении абсолюта опрометчиво. Экспертным сообществом отмечается, что самоисполнимые международные договоры (self-executing treaties) не могут рассматриваться автономно от законодательства и судебной системы национального правопорядка и вне ее конституционных ценностей <9>. В доктрине существует несколько подходов к пониманию самоисполнимых договоров, хотя подчеркивается нечеткость различий в конструкциях "self-executing" и "non-self-executing", притом что уже значительное время высказываются предложения об исключении термина "самоисполнимые договоры" из юридического обихода, в любом случае сторонниками и противниками самоисполнимых договоров признается активная роль судов в их применении, что само по себе исключает автоматизм как имманентную черту самоисполнимых договоров <10>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Закона о порядке опубликования законодательства на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат (ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Закона о порядке опубликования законодательства на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат (ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, в любом случае не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <1>.
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)II.1. В Федеральном законе N 247-ФЗ (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года. В любом случае не ранее чем по истечении девяноста дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <3>.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)II.1. В Федеральном законе N 247-ФЗ (ст. 3) определяется специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и сроки их действия. Суть этого порядка состоит в том, что положения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года. В любом случае не ранее чем по истечении девяноста дней после официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации <3>.
Статья: Сравнительное правоведение и установление содержания норм иностранного права в условиях современных вызовов
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В России согласно ст. 9.1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием, где размещаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и др.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В России согласно ст. 9.1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием, где размещаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и др.
Статья: Иерархия нормативных правовых актов государственных органов
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.