Понятие повторного совершения административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие повторного совершения административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения...
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Снижение размера административного штрафа или замена на предупреждение (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)...в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество в течение года, предшествующего совершению административного правонарушения, привлекалось к административной ответственности. Повторное совершение однородных административных правонарушений также не доказано.
(КонсультантПлюс, 2025)...в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество в течение года, предшествующего совершению административного правонарушения, привлекалось к административной ответственности. Повторное совершение однородных административных правонарушений также не доказано.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт административной преюдиции по уголовным делам, или О закономерностях перехода количества в качество
(Головко Л.В.)
("Закон", 2023, N 10)Важно другое: развитая правовая теория никогда не относилась к количественному увеличению числа правонарушений, в том числе совершенных одним лицом, как, по выражению Гегеля, к "дурной бесконечности", т.е. "однообразному и монотонному, не имеющему предела накоплению количественных изменений: 1 + 1 + 1 + 1..." <13>, не влекущему юридических последствий. В современном уголовном праве такой подход вообще немыслим, в противном случае не существовало бы, например, понятие рецидива, играющего при назначении наказания колоссальную роль (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Административно-деликтное право также ему сегодня не привержено, считая, допустим, повторное совершение однородного административного правонарушения обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Сторонниками "дурной бесконечности" остаются только критики института административной преюдиции, повторяя мысль о ста кошках, которые никогда не могут превратиться в тигра и которые в результате выстраиваются в механическую линейку деяний с всегда одинаковыми правовыми последствиями по принципу "совершил - заплатил", "снова совершил - снова заплатил то же самое" и т.д. На самом деле, тигр, конечно, возникает - в уголовно-правовом, административно-деликтном и других смыслах им является рецидив, повышающий ответственность в случае совершения повторного правонарушения или преступления и все связанные с ним институты.
(Головко Л.В.)
("Закон", 2023, N 10)Важно другое: развитая правовая теория никогда не относилась к количественному увеличению числа правонарушений, в том числе совершенных одним лицом, как, по выражению Гегеля, к "дурной бесконечности", т.е. "однообразному и монотонному, не имеющему предела накоплению количественных изменений: 1 + 1 + 1 + 1..." <13>, не влекущему юридических последствий. В современном уголовном праве такой подход вообще немыслим, в противном случае не существовало бы, например, понятие рецидива, играющего при назначении наказания колоссальную роль (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Административно-деликтное право также ему сегодня не привержено, считая, допустим, повторное совершение однородного административного правонарушения обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Сторонниками "дурной бесконечности" остаются только критики института административной преюдиции, повторяя мысль о ста кошках, которые никогда не могут превратиться в тигра и которые в результате выстраиваются в механическую линейку деяний с всегда одинаковыми правовыми последствиями по принципу "совершил - заплатил", "снова совершил - снова заплатил то же самое" и т.д. На самом деле, тигр, конечно, возникает - в уголовно-правовом, административно-деликтном и других смыслах им является рецидив, повышающий ответственность в случае совершения повторного правонарушения или преступления и все связанные с ним институты.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
(ред. от 04.11.2025)2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"19.1. В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"19.1. В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Статья: Административная преюдиция: подходы к регламентации уголовной ответственности на примере построения ст. 264.1 и ст. 314.1 УК РФ
(Прохоров Л.А., Жарких Е.А., Собин Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Следует отметить, что механизм воздействия административно-правового рецидива правонарушений на процесс формирования административно-криминообразующего рецидива срабатывает тогда, когда общественная опасность при повторном совершении административного правонарушения достигает уровня общественной опасности преступления <20>. Таким образом формируются подходы законодательной и правоприменительной практики противодействия уголовно-правовому и административно-криминообразующему рецидиву <21>. В итоге считаем целесообразным включить в систему уголовного права и, соответственно, внедрить в научный оборот понятие "институт административно-криминообразующего рецидива", позволяющего аккумулировать административные ресурсы государственного контроля и принуждения. Поэтому и оценивать этот сегмент структуры преступности следует как опасный вызов для общества <22>. В этой связи практически значимым является вывод о том, что четкая нормативная характеристика административно-криминообразующего рецидива и разработка эффективных мер по его противодействию является необходимой предпосылкой решения уголовно-правовой задачи предупреждения преступности вообще и противодействия рецидиву преступлений в частности. Наличие корреляционной зависимости норм административного и уголовного законодательств следует учитывать при организации предупреждения рецидива преступлений <23>.
(Прохоров Л.А., Жарких Е.А., Собин Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Следует отметить, что механизм воздействия административно-правового рецидива правонарушений на процесс формирования административно-криминообразующего рецидива срабатывает тогда, когда общественная опасность при повторном совершении административного правонарушения достигает уровня общественной опасности преступления <20>. Таким образом формируются подходы законодательной и правоприменительной практики противодействия уголовно-правовому и административно-криминообразующему рецидиву <21>. В итоге считаем целесообразным включить в систему уголовного права и, соответственно, внедрить в научный оборот понятие "институт административно-криминообразующего рецидива", позволяющего аккумулировать административные ресурсы государственного контроля и принуждения. Поэтому и оценивать этот сегмент структуры преступности следует как опасный вызов для общества <22>. В этой связи практически значимым является вывод о том, что четкая нормативная характеристика административно-криминообразующего рецидива и разработка эффективных мер по его противодействию является необходимой предпосылкой решения уголовно-правовой задачи предупреждения преступности вообще и противодействия рецидиву преступлений в частности. Наличие корреляционной зависимости норм административного и уголовного законодательств следует учитывать при организации предупреждения рецидива преступлений <23>.
Статья: Административная преюдиция в административном и уголовном законодательстве
(Митюкова Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В настоящее время уголовное законодательство Российской Федерации, в отличие от аналогичных законов европейских стран, не содержит понятия уголовного проступка, такого деяния, которое будет находиться на грани между административным правонарушением и уголовным преступлением. Здесь мы говорим о том, что, будучи ранее привлеченным к административной ответственности за однократное правонарушение, лицо привлекается уже к уголовной ответственности, если совершает его повторно.
(Митюкова Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В настоящее время уголовное законодательство Российской Федерации, в отличие от аналогичных законов европейских стран, не содержит понятия уголовного проступка, такого деяния, которое будет находиться на грани между административным правонарушением и уголовным преступлением. Здесь мы говорим о том, что, будучи ранее привлеченным к административной ответственности за однократное правонарушение, лицо привлекается уже к уголовной ответственности, если совершает его повторно.
Вопрос: Что признается нарушением общественного порядка в рамках привлечения к административной ответственности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не содержит понятия "регулярное нарушение общественного порядка". В случае неоднократного (повторного) совершения однородного административного правонарушения, а также учитывая характер обстоятельств совершенного правонарушения, суд может прийти к выводу о назначении наказания в виде административного ареста в пределах санкции ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.08.2020 N 12-61/2020 по делу N 5-1336/2020, Решение Костромского областного суда от 18.03.2016 N 7-131/2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не содержит понятия "регулярное нарушение общественного порядка". В случае неоднократного (повторного) совершения однородного административного правонарушения, а также учитывая характер обстоятельств совершенного правонарушения, суд может прийти к выводу о назначении наказания в виде административного ареста в пределах санкции ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.08.2020 N 12-61/2020 по делу N 5-1336/2020, Решение Костромского областного суда от 18.03.2016 N 7-131/2016).
Статья: Привлечение к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом административное законодательство различает понятия одного и того же правонарушения и однородного правонарушения, совершение которого повторно квалифицируется как отягчающее вину обстоятельство (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ), а также понятие аналогичного правонарушения (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом административное законодательство различает понятия одного и того же правонарушения и однородного правонарушения, совершение которого повторно квалифицируется как отягчающее вину обстоятельство (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ), а также понятие аналогичного правонарушения (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: Дорожная деликтология
(Шергин А.П.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Рецидив противоправного поведения характерен не только для преступности, но и административной деликтности. Повторное совершение нарушений Правил дорожного движения лицами, к которым ранее применялись административные наказания, не является редкостью, о чем хорошо знают сотрудники Госавтоинспекции. Этот феномен уже стал предметом научных исследований и основанием необходимости закрепления в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятия специального субъекта административной ответственности - рецидивиста [3].
(Шергин А.П.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Рецидив противоправного поведения характерен не только для преступности, но и административной деликтности. Повторное совершение нарушений Правил дорожного движения лицами, к которым ранее применялись административные наказания, не является редкостью, о чем хорошо знают сотрудники Госавтоинспекции. Этот феномен уже стал предметом научных исследований и основанием необходимости закрепления в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятия специального субъекта административной ответственности - рецидивиста [3].
Статья: Нормы-дефиниции в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В проекте Процессуального КоАП РФ формализованы и расширены принципы производства по делу об административном правонарушении (принцип непосредственности, принцип открытости (гласности), принцип самостоятельности принятия решения, принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях и исполнении административных наказаний, принцип обеспечения защиты, принцип обязательности постановлений и иных актов) (ст. 1.4 - 1.12); конкретизирован статус прокурора, его полномочия в производстве по делу об административном правонарушении (ст. 2.10); подвергнуты ревизии и расширены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (появились такие меры, как осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, залог за задержанное транспортное средство, временное ограничение на право управления транспортным средством, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности; приостановление операций по счетам в банке; временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и иных публичных мероприятий) (ст. 4.2); сформулировано определение понятия "место совершения административного правонарушения" (примечание к ст. 8.5) и многие другие нововведения.
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В проекте Процессуального КоАП РФ формализованы и расширены принципы производства по делу об административном правонарушении (принцип непосредственности, принцип открытости (гласности), принцип самостоятельности принятия решения, принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях и исполнении административных наказаний, принцип обеспечения защиты, принцип обязательности постановлений и иных актов) (ст. 1.4 - 1.12); конкретизирован статус прокурора, его полномочия в производстве по делу об административном правонарушении (ст. 2.10); подвергнуты ревизии и расширены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (появились такие меры, как осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, залог за задержанное транспортное средство, временное ограничение на право управления транспортным средством, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности; приостановление операций по счетам в банке; временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и иных публичных мероприятий) (ст. 4.2); сформулировано определение понятия "место совершения административного правонарушения" (примечание к ст. 8.5) и многие другие нововведения.
Вопрос: Что понимается под административной преюдицией в уголовном праве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ отмечает, что повторное (многократное) совершение лицом однородных (аналогичных) административных правонарушений объективно свидетельствует о недостаточности имеющихся административно-правовых средств для результативного противодействия таким деяниям, что вкупе с иными факторами может рассматриваться в качестве конституционно значимой причины для криминализации соответствующих действий (бездействия), которые, оставаясь в своей нормативной первооснове административными правонарушениями, по характеру и степени общественной опасности приближаются к уголовно наказуемым деяниям и при определенных условиях способны причинить серьезный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона (п. 4.2).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ отмечает, что повторное (многократное) совершение лицом однородных (аналогичных) административных правонарушений объективно свидетельствует о недостаточности имеющихся административно-правовых средств для результативного противодействия таким деяниям, что вкупе с иными факторами может рассматриваться в качестве конституционно значимой причины для криминализации соответствующих действий (бездействия), которые, оставаясь в своей нормативной первооснове административными правонарушениями, по характеру и степени общественной опасности приближаются к уголовно наказуемым деяниям и при определенных условиях способны причинить серьезный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона (п. 4.2).
Статья: Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия: особенности конструкции преюдициального состава
(Баранова С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Состав преступления, предусмотренный ст. 212.1 УК РФ, относится к числу составов с административной преюдицией. Не вдаваясь в дискуссионность вопроса о понятии и сущности административной преюдиции в уголовном праве, отметим, что, как правило, под административной преюдицией понимается привлечение лица к уголовной ответственности после совершения им повторного аналогичного административного правонарушения в течение определенного срока. Таким образом, преюдиция обеспечивает переход от административного взыскания к уголовному наказанию в случае, когда после совершения правонарушения виновное лицо вновь совершает повторное деяние, при этом находясь в состоянии административной наказанности за первый совершенный проступок.
(Баранова С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Состав преступления, предусмотренный ст. 212.1 УК РФ, относится к числу составов с административной преюдицией. Не вдаваясь в дискуссионность вопроса о понятии и сущности административной преюдиции в уголовном праве, отметим, что, как правило, под административной преюдицией понимается привлечение лица к уголовной ответственности после совершения им повторного аналогичного административного правонарушения в течение определенного срока. Таким образом, преюдиция обеспечивает переход от административного взыскания к уголовному наказанию в случае, когда после совершения правонарушения виновное лицо вновь совершает повторное деяние, при этом находясь в состоянии административной наказанности за первый совершенный проступок.