Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2025 N 16АП-1314/2024 по делу N А63-19441/2022
Требование: О признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судебная коллегия оценивает весь объем доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ и исходит из того, что: государственная регистрация права собственности на спорный участок является единственным доказательством существования соответствующего вещного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ); формирование земельного участка с кадастровым номером 26:23:140203:18 происходило в установленном порядке, с привязкой к местности и внесением координат характерных точек границ в кадастр недвижимости; кадастровое дело подтверждает наличие первичных документов, на основании которых сформирован и учтен участок; участок общества образован исключительно из земель сельскохозяйственного назначения; доказательств их перевода в земли лесного фонда, либо оформления соответствующего специального режима использования, не имеется.
Требование: О признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судебная коллегия оценивает весь объем доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ и исходит из того, что: государственная регистрация права собственности на спорный участок является единственным доказательством существования соответствующего вещного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ); формирование земельного участка с кадастровым номером 26:23:140203:18 происходило в установленном порядке, с привязкой к местности и внесением координат характерных точек границ в кадастр недвижимости; кадастровое дело подтверждает наличие первичных документов, на основании которых сформирован и учтен участок; участок общества образован исключительно из земель сельскохозяйственного назначения; доказательств их перевода в земли лесного фонда, либо оформления соответствующего специального режима использования, не имеется.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 N 17АП-268/2023-ГК по делу N А60-30902/2022
Требование: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок в части пересечения с земельными участками истца.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Доказательств перевода земель лесного фонда в иную категорию не представлено, в этой связи формальный учет спорных земельных участков как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения их (либо их частей) к землям лесного фонда с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Требование: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок в части пересечения с земельными участками истца.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Доказательств перевода земель лесного фонда в иную категорию не представлено, в этой связи формальный учет спорных земельных участков как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения их (либо их частей) к землям лесного фонда с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Данный вывод подтверждается также тем, что основанием для перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, а также земельных участков, расположенных в границах таких земель, в земли лесного фонда может служить их непригодность для дальнейшего использования в целях сельского хозяйства, установление которой, как следует из указанного выше Постановления, будет относиться к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Данный вывод подтверждается также тем, что основанием для перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, а также земельных участков, расположенных в границах таких земель, в земли лесного фонда может служить их непригодность для дальнейшего использования в целях сельского хозяйства, установление которой, как следует из указанного выше Постановления, будет относиться к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Особую правовую неопределенность создают правовые нормы "особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", предусматривающие осуществление деятельности по использованию, охране, защите и уходу за лесами, находящимися на таких земельных участках до момента перевода этих земельных участков в состав земель лесного фонда (п. 8 Положения о "сельскохозяйственных" лесах).
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Особую правовую неопределенность создают правовые нормы "особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", предусматривающие осуществление деятельности по использованию, охране, защите и уходу за лесами, находящимися на таких земельных участках до момента перевода этих земельных участков в состав земель лесного фонда (п. 8 Положения о "сельскохозяйственных" лесах).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
<Письмо> Рослесхоза от 22.09.2017 N АВ-03-54/13464
"О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 ст. 7 Закона о переводе земель;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 ст. 7 Закона о переводе земель;
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Земли населенных пунктов пополняются главным образом за счет земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения в силу их преобладающего количества на территории Российской Федерации <1>. Вследствие перевода земельные участки из таких категорий земель приобретают целевое назначение земель населенных пунктов, а именно становятся предназначенными для застройки и развития населенных пунктов. Вместе с тем на момент перевода такие земельные участки имеют фактические природно-экономические характеристики, не соответствующие целевому назначению земель населенных пунктов. В частности, включенные в границу населенного пункта земельные участки из состава сельскохозяйственного назначения (далее - включенные земельные участки), как правило, являются сельскохозяйственными угодьями, то есть пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими насаждениями).
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Земли населенных пунктов пополняются главным образом за счет земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения в силу их преобладающего количества на территории Российской Федерации <1>. Вследствие перевода земельные участки из таких категорий земель приобретают целевое назначение земель населенных пунктов, а именно становятся предназначенными для застройки и развития населенных пунктов. Вместе с тем на момент перевода такие земельные участки имеют фактические природно-экономические характеристики, не соответствующие целевому назначению земель населенных пунктов. В частности, включенные в границу населенного пункта земельные участки из состава сельскохозяйственного назначения (далее - включенные земельные участки), как правило, являются сельскохозяйственными угодьями, то есть пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими насаждениями).
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Норму пункта 2 статьи 102 ЗК РФ об исключении из состава земель водного фонда участков, в границах которых полностью расположены водные объекты, вероятно, можно рассматривать (толковать) и в обратном контексте. Так, если водный объект одновременно расположен на участках, относящихся к разным категориям земель (водного фонда и иной категории), то, следуя логике статьи 102 ЗК РФ, участок иной категории подлежит переводу в земли водного фонда или в силу закона признается таковым <7>. Практическую актуальность исследуемых вопросов показывают приводимые в литературе сведения о том, что из всего объема земель, находящихся под водой, в состав земель водного фонда входят 37,9 процента, а остальные земли, покрытые водами, расположены на землях лесного фонда (25,6%), сельскохозяйственного назначения (18,2%) и запаса (14,2%) <8>. Приведенная информация наглядно демонстрирует необходимость упорядочивания государственного учета водных объектов и земельных участков, на которых они расположены.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Норму пункта 2 статьи 102 ЗК РФ об исключении из состава земель водного фонда участков, в границах которых полностью расположены водные объекты, вероятно, можно рассматривать (толковать) и в обратном контексте. Так, если водный объект одновременно расположен на участках, относящихся к разным категориям земель (водного фонда и иной категории), то, следуя логике статьи 102 ЗК РФ, участок иной категории подлежит переводу в земли водного фонда или в силу закона признается таковым <7>. Практическую актуальность исследуемых вопросов показывают приводимые в литературе сведения о том, что из всего объема земель, находящихся под водой, в состав земель водного фонда входят 37,9 процента, а остальные земли, покрытые водами, расположены на землях лесного фонда (25,6%), сельскохозяйственного назначения (18,2%) и запаса (14,2%) <8>. Приведенная информация наглядно демонстрирует необходимость упорядочивания государственного учета водных объектов и земельных участков, на которых они расположены.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)Так, организации, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, или организации, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, выбирают в первоочередном порядке территории, предназначенные для лесовосстановления, в субъекте РФ, на территории которого возникли обязательства по осуществлению лесовосстановления, в случае их отсутствия на территории соответствующего субъекта РФ - в составе земель иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории иных субъектов РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Так, организации, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, или организации, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, выбирают в первоочередном порядке территории, предназначенные для лесовосстановления, в субъекте РФ, на территории которого возникли обязательства по осуществлению лесовосстановления, в случае их отсутствия на территории соответствующего субъекта РФ - в составе земель иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории иных субъектов РФ.
Статья: Депривация в индивидуализации земельного участка через его границы
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Однако не только отнесение земельного участка к определенному целевому назначению (категории) является свойством его индивидуализации. Подобного же рода правовым средством индивидуализации выступает вид разрешенного использования земельного участка, выбор которого осуществляется правообладателем из градостроительного регламента. Однако в силу положений ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий. То есть именно для тех земель, индивидуализация которых посредством внесения в ГКН границ и составляет основную сложность. Справедливости ради надо отметить, что и земли лесного фонда, и земли особо охраняемых территорий и объектов также зачастую не имеют внесенных в ГКН границ. Но поскольку собственник этих земель - публично-правовой, то и проблематика индивидуализации этих земель проявляется лишь в коллизионных случаях, самым распространенным из которых является перевод земельных участков из одной категории в другую. В таком случае проблема отсутствия учтенных в ГКН границ и, напротив, наличие иных границ (лесного реестра, водного реестра и т.п.) являет собой проблему, для разрешения которой создаются специальные межотраслевые институты, как, например, институт "лесной амнистии", имплементированный в систему нормативно-правового регулирования Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В ординарном же обороте именно сельскохозяйственные угодья, не имеющие регламента, границ, внесенных в ГКН в установленном порядке, являют собой объекты, чье использование, напротив, следуя строгому предписанию земельного закона, не предполагает иного использования, нежели использование под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ. И именно этот вид использования конкретных угодий закрепляется в материалах по землеустройству, сведения которых не содержат границ, соответствующих требованиям ГКН.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Однако не только отнесение земельного участка к определенному целевому назначению (категории) является свойством его индивидуализации. Подобного же рода правовым средством индивидуализации выступает вид разрешенного использования земельного участка, выбор которого осуществляется правообладателем из градостроительного регламента. Однако в силу положений ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий. То есть именно для тех земель, индивидуализация которых посредством внесения в ГКН границ и составляет основную сложность. Справедливости ради надо отметить, что и земли лесного фонда, и земли особо охраняемых территорий и объектов также зачастую не имеют внесенных в ГКН границ. Но поскольку собственник этих земель - публично-правовой, то и проблематика индивидуализации этих земель проявляется лишь в коллизионных случаях, самым распространенным из которых является перевод земельных участков из одной категории в другую. В таком случае проблема отсутствия учтенных в ГКН границ и, напротив, наличие иных границ (лесного реестра, водного реестра и т.п.) являет собой проблему, для разрешения которой создаются специальные межотраслевые институты, как, например, институт "лесной амнистии", имплементированный в систему нормативно-правового регулирования Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В ординарном же обороте именно сельскохозяйственные угодья, не имеющие регламента, границ, внесенных в ГКН в установленном порядке, являют собой объекты, чье использование, напротив, следуя строгому предписанию земельного закона, не предполагает иного использования, нежели использование под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ. И именно этот вид использования конкретных угодий закрепляется в материалах по землеустройству, сведения которых не содержат границ, соответствующих требованиям ГКН.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)<30> Передача земель от сельскохозяйственных организаций в ведение лесничеств (за 2021 год переведены в земли лесного фонда 997,9 тыс. га), предоставление под строительство новых и расширение территории уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи (в 2021 году 42,7 тыс. га), для расширения и строительства населенных пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в 2021 году переведены земельные участки площадью 42,3 тыс. га.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)<30> Передача земель от сельскохозяйственных организаций в ведение лесничеств (за 2021 год переведены в земли лесного фонда 997,9 тыс. га), предоставление под строительство новых и расширение территории уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи (в 2021 году 42,7 тыс. га), для расширения и строительства населенных пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в 2021 году переведены земельные участки площадью 42,3 тыс. га.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)в федеральную собственность как земли государственного лесного фонда (обозначены аббревиатурой "ГЛФ"); также в земли лесного фонда распоряжениями администрации Тверской области, принятыми 27.11.2006 по каждому району области, были переведены и так называемые сельские леса, расположенные по проектам землеустройства на землях постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственных организаций (условное обозначение лесов - маленькие хаотично разбросанные окружности);
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)в федеральную собственность как земли государственного лесного фонда (обозначены аббревиатурой "ГЛФ"); также в земли лесного фонда распоряжениями администрации Тверской области, принятыми 27.11.2006 по каждому району области, были переведены и так называемые сельские леса, расположенные по проектам землеустройства на землях постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственных организаций (условное обозначение лесов - маленькие хаотично разбросанные окружности);
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Так, согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сельскохозяйственные угодья и земельные участки в их границах, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, переводятся в другую категорию в исключительных случаях, среди которых назван случай, связанный с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7). На основании статьи 11 этого Закона возможен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. К числу таковых могут быть отнесены объекты, необходимые для осуществления пользования недрами. Но в этой ситуации потребуется обоснование их государственного или муниципального значения.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Так, согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сельскохозяйственные угодья и земельные участки в их границах, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, переводятся в другую категорию в исключительных случаях, среди которых назван случай, связанный с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7). На основании статьи 11 этого Закона возможен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. К числу таковых могут быть отнесены объекты, необходимые для осуществления пользования недрами. Но в этой ситуации потребуется обоснование их государственного или муниципального значения.
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Рассмотрим возможности реализации лесоклиматических проектов на землях сельхозназначения. Площадь лесов, выросших на землях сельхозназначения в России, оценивается в 100 млн га <37>. Заброшенные колхозные или совхозные земли, принадлежащие государству, переводились и переводятся в установленном порядке из категории лесов сельхозназначения в лесные земли. Далее эти леса управляются как земли лесного фонда. Иная ситуация сложилась с заброшенными землями сельхозназначения, находящимися в частной собственности. С точки зрения действующего законодательства леса, выросшие естественным образом на сельхозземлях, являются следствием отсутствия должного ухода в течение продолжительного времени. За такие нарушения предусмотрены штрафы, во избежание которых многие владельцы избавляются от неучтенного леса варварским способом, сжигая лесные насаждения, нанося ущерб природной среде и подвергая риску окружающих <38>.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Рассмотрим возможности реализации лесоклиматических проектов на землях сельхозназначения. Площадь лесов, выросших на землях сельхозназначения в России, оценивается в 100 млн га <37>. Заброшенные колхозные или совхозные земли, принадлежащие государству, переводились и переводятся в установленном порядке из категории лесов сельхозназначения в лесные земли. Далее эти леса управляются как земли лесного фонда. Иная ситуация сложилась с заброшенными землями сельхозназначения, находящимися в частной собственности. С точки зрения действующего законодательства леса, выросшие естественным образом на сельхозземлях, являются следствием отсутствия должного ухода в течение продолжительного времени. За такие нарушения предусмотрены штрафы, во избежание которых многие владельцы избавляются от неучтенного леса варварским способом, сжигая лесные насаждения, нанося ущерб природной среде и подвергая риску окружающих <38>.
Статья: Комплексное осуществление прокуратурой своих функций при защите интересов Российской Федерации в сфере лесных отношений
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Там, где земли сельскохозяйственного назначения с лесом еще не приватизированы, их следует срочно перевести в государственный лесной фонд.
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Там, где земли сельскохозяйственного назначения с лесом еще не приватизированы, их следует срочно перевести в государственный лесной фонд.