Перераспределение арендованного земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Перераспределение арендованного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Довод апелляционной жалобы о том, что имеется согласие большинства арендаторов на перераспределение земельных участков, судебной коллегией отклоняется, поскольку противоречит императивной норме п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия всех землепользователей."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Основания прекращения аренды земельного участка" ЗК РФ"При этом ни положения пункта 4 статьи 11.8, статьи 46 Земельного кодекса, ни нормы Гражданского кодекса не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате перераспределения/выдела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Волезамещающее решение суда по делам о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Во-вторых, размер обязательства должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. При этом отступление от общего правила распределения обязательства соарендаторов возможно на основании согласия всех правообладателей либо судебного решения (ч. 10 ст. 39.20 ЗК РФ). Необходимость перераспределения арендного обязательства может возникнуть, когда земельный участок больше площади его застройки, а имеющийся "излишек" используется преимущественно отдельным правообладателем расположенного на нем строения. И если соарендаторы (в том числе фактический пользователь "излишка") не совершают совместное волеизъявление на изменение принципа пропорциональности обязательства, то это волеизъявление может быть продекларировано судом.
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Во-вторых, размер обязательства должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. При этом отступление от общего правила распределения обязательства соарендаторов возможно на основании согласия всех правообладателей либо судебного решения (ч. 10 ст. 39.20 ЗК РФ). Необходимость перераспределения арендного обязательства может возникнуть, когда земельный участок больше площади его застройки, а имеющийся "излишек" используется преимущественно отдельным правообладателем расположенного на нем строения. И если соарендаторы (в том числе фактический пользователь "излишка") не совершают совместное волеизъявление на изменение принципа пропорциональности обязательства, то это волеизъявление может быть продекларировано судом.
Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 22.11.2022 N 16-КГ22-28-К4
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). Следовательно, образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование участков производится не по инициативе указанных субъектов.
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). Следовательно, образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор аренды, в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор аренды, в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Выводы судов требуют неоднозначной оценки. С одной стороны, в условиях фактически производимого субъектами Федерации "передела" судебная практика позволяет обеспечить защиту прав арендаторов, которым земельные участки были предоставлены местной властью до перераспределения полномочий. Причем во многих случаях арендаторами предстают граждане, субъекты малого и среднего предпринимательства, о поддержке которых особо заботится государство. С другой стороны, полномочие по предоставлению земельных участков неразграниченной государственной собственности наделяет уполномоченное лицо как правом на заключение договора, так и правом на его расторжение и пр. (во всяком случае, в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не сказано обратного, а расторжение договора аренды или изменение ставок не перечислены в качестве отдельных правомочий). Скорее, вопрос о полномочиях по заключенным ранее договорам аренды должен быть отражен в региональном законе о перераспределении.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Выводы судов требуют неоднозначной оценки. С одной стороны, в условиях фактически производимого субъектами Федерации "передела" судебная практика позволяет обеспечить защиту прав арендаторов, которым земельные участки были предоставлены местной властью до перераспределения полномочий. Причем во многих случаях арендаторами предстают граждане, субъекты малого и среднего предпринимательства, о поддержке которых особо заботится государство. С другой стороны, полномочие по предоставлению земельных участков неразграниченной государственной собственности наделяет уполномоченное лицо как правом на заключение договора, так и правом на его расторжение и пр. (во всяком случае, в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не сказано обратного, а расторжение договора аренды или изменение ставок не перечислены в качестве отдельных правомочий). Скорее, вопрос о полномочиях по заключенным ранее договорам аренды должен быть отражен в региональном законе о перераспределении.