Передача в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 445 ГК РФ "Заключение договора в обязательном порядке"4.1.4. Решение общего собрания участников долевой собственности о передаче земельного участка сельхозназначения в аренду является основанием для заключения договора аренды такого участка в обязательном порядке, даже если отдельные участники общего собрания были против (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Решение общего собрания участников долевой собственности о передаче земельного участка сельхозназначения в аренду является основанием для заключения договора аренды такого участка в обязательном порядке, даже если отдельные участники общего собрания были против
Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2014 N 18-КГ14-63
Применимые нормы: п. 4 ст. 445 ГК РФ, п. п. 1, 1.1, 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗПозиция ВС РФ: Решение общего собрания участников долевой собственности о передаче земельного участка сельхозназначения в аренду является основанием для заключения договора аренды такого участка в обязательном порядке, даже если отдельные участники общего собрания были против
Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2014 N 18-КГ14-63
Применимые нормы: п. 4 ст. 445 ГК РФ, п. п. 1, 1.1, 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗПозиция ВС РФ: Решение общего собрания участников долевой собственности о передаче земельного участка сельхозназначения в аренду является основанием для заключения договора аренды такого участка в обязательном порядке, даже если отдельные участники общего собрания были против
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, переданных налогоплательщиком иным лицам, в том числе арендаторам.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, переданных налогоплательщиком иным лицам, в том числе арендаторам.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, переданных налогоплательщиком иным лицам, в том числе арендаторам.
Готовое решение: Как сдать в аренду государственный или муниципальный земельный участок сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок передачи в аренду земли сельхозназначения без аукциона такой же, как для других категорий земель (п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок передачи в аренду земли сельхозназначения без аукциона такой же, как для других категорий земель (п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)ОТВЕТ. При передаче в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве общей долевой собственности нескольким лицам, соответствующий договор заключается на основании решения общего собрания участников долевой собственности со множественностью лиц на стороне арендодателя (ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 1 ст. 308 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)ОТВЕТ. При передаче в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве общей долевой собственности нескольким лицам, соответствующий договор заключается на основании решения общего собрания участников долевой собственности со множественностью лиц на стороне арендодателя (ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 1 ст. 308 ГК РФ).
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Федеративная Индия провозглашает политику, направленную на то, чтобы собственность, контроль над материальными ресурсами наилучшим образом служили общему благу, земледелие и животноводство организовывались на современной научной основе; прилагает усилия к защите, улучшению окружающей среды, охране лесов, живой природы страны. К полномочиям Индийского союза отнесены атомная энергия, источники сырья, необходимые для ее производства, регулирование нефтяных промыслов, ресурсов минеральных масел, нефть, нефтяные продукты, другие вещества, которые определены законом парламента как огнеопасные; развитие горнорудных разработок, междуштатных рек, речных бассейнов в пределах, в которых такой контроль со стороны Союза определен парламентом как целесообразный в публичных интересах. Союз занимается регулированием рыболовства, рыбного промысла вне пределов территориальных вод, добычи, снабжения, распределения соли. В компетенции штатов Индии входят сельское хозяйство, включая сельскохозяйственное, ветеринарное образование, практику, исследования в области сельского хозяйства; загоны, предупреждение потрав скотом (эта функция предусматривалась еще в Соборном уложении русского царя Алексея Михайловича 1648 г.), земля, ее аренда, передача, улучшение, отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, колонизация, рыбный промысел. Конкурирующая компетенция Индийского союза и штатов в соответствии с подробными нормами Конституции включает: предотвращение жестокого обращения с животными, защиту диких животных, птиц, предупреждение распространения из одного штата в другой инфекционных заболеваний, паразитов человека, животных, растений. К полномочиям и ответственности панчаятов (муниципалитетов) относятся: земледелие, включая сельскохозяйственное развитие, улучшение земель, проведение земельных реформ, объединение, сохранение земель, малая ирригация, рыбная ловля, общественное лесоводство, заповедники, второстепенное производство из лесных материалов, питьевая вода; нетрадиционные источники энергии, охрана природы, управление обширными пустынными пространствами, городское лесоводство, защита окружающей среды, содействие разрешению экологических проблем, обеспечение таких городских удобств, как парки, сады, спортивные площадки. Конституционный характер приобретает разработанный и принятый 30 лет назад План действий по Гангу - "реке жизни" с созданием центрального управления по очищению его вод, сокращению промышленного, бытового, иного антропогенного загрязнения. Индия становится первой страной, где за крупной рекой признается право на самостоятельное правовое существование и обращение за защитой в суд (представляет интерес, как это право будет реализовываться: через общественные объединения граждан, бассейновые организации, государственные представительства? Пока эта инициатива выглядит пропагандистской, но, может быть, с учетом индуизма, менталитета жителей окажется вкладом в развитие статуса граждан, природных объектов).
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Федеративная Индия провозглашает политику, направленную на то, чтобы собственность, контроль над материальными ресурсами наилучшим образом служили общему благу, земледелие и животноводство организовывались на современной научной основе; прилагает усилия к защите, улучшению окружающей среды, охране лесов, живой природы страны. К полномочиям Индийского союза отнесены атомная энергия, источники сырья, необходимые для ее производства, регулирование нефтяных промыслов, ресурсов минеральных масел, нефть, нефтяные продукты, другие вещества, которые определены законом парламента как огнеопасные; развитие горнорудных разработок, междуштатных рек, речных бассейнов в пределах, в которых такой контроль со стороны Союза определен парламентом как целесообразный в публичных интересах. Союз занимается регулированием рыболовства, рыбного промысла вне пределов территориальных вод, добычи, снабжения, распределения соли. В компетенции штатов Индии входят сельское хозяйство, включая сельскохозяйственное, ветеринарное образование, практику, исследования в области сельского хозяйства; загоны, предупреждение потрав скотом (эта функция предусматривалась еще в Соборном уложении русского царя Алексея Михайловича 1648 г.), земля, ее аренда, передача, улучшение, отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, колонизация, рыбный промысел. Конкурирующая компетенция Индийского союза и штатов в соответствии с подробными нормами Конституции включает: предотвращение жестокого обращения с животными, защиту диких животных, птиц, предупреждение распространения из одного штата в другой инфекционных заболеваний, паразитов человека, животных, растений. К полномочиям и ответственности панчаятов (муниципалитетов) относятся: земледелие, включая сельскохозяйственное развитие, улучшение земель, проведение земельных реформ, объединение, сохранение земель, малая ирригация, рыбная ловля, общественное лесоводство, заповедники, второстепенное производство из лесных материалов, питьевая вода; нетрадиционные источники энергии, охрана природы, управление обширными пустынными пространствами, городское лесоводство, защита окружающей среды, содействие разрешению экологических проблем, обеспечение таких городских удобств, как парки, сады, спортивные площадки. Конституционный характер приобретает разработанный и принятый 30 лет назад План действий по Гангу - "реке жизни" с созданием центрального управления по очищению его вод, сокращению промышленного, бытового, иного антропогенного загрязнения. Индия становится первой страной, где за крупной рекой признается право на самостоятельное правовое существование и обращение за защитой в суд (представляет интерес, как это право будет реализовываться: через общественные объединения граждан, бассейновые организации, государственные представительства? Пока эта инициатива выглядит пропагандистской, но, может быть, с учетом индуизма, менталитета жителей окажется вкладом в развитие статуса граждан, природных объектов).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)23. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости приостанавливается, если земельный участок, на котором построен (либо строится) объект недвижимости, предоставлен (передан собственником) для целей, не предусматривающих возможность строительства такого объекта (п. 23 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона). Например, по договору аренды публичное образование передает арендатору земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а последний построил там коттеджный поселок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)23. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости приостанавливается, если земельный участок, на котором построен (либо строится) объект недвижимости, предоставлен (передан собственником) для целей, не предусматривающих возможность строительства такого объекта (п. 23 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона). Например, по договору аренды публичное образование передает арендатору земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а последний построил там коттеджный поселок.
Готовое решение: Как сдать в аренду имущество в долевой собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы передаете в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, у которого более пяти долевых собственников, документом, который подтвердит, что вы соблюли процедуру распоряжения участком, будет протокол общего собрания. Из него должно быть видно, что решение об аренде получило необходимое число голосов (п. 1 ст. 14, п. п. 8, 11 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы передаете в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, у которого более пяти долевых собственников, документом, который подтвердит, что вы соблюли процедуру распоряжения участком, будет протокол общего собрания. Из него должно быть видно, что решение об аренде получило необходимое число голосов (п. 1 ст. 14, п. п. 8, 11 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ИП приобрел в ноябре 2006 года по договорам купли-продажи четыре земельных участка сельскохозяйственного назначения, которые затем были переданы в аренду дачному некоммерческому партнерству под размещение садовых участков. При этом часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), цель их использования не связана с личным (домашним) использованием заявителя как физического лица. Учитывая установленные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности действий налогового органа. С данным решением согласился и суд округа. Но налоговики обратились в Верховный Суд.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ИП приобрел в ноябре 2006 года по договорам купли-продажи четыре земельных участка сельскохозяйственного назначения, которые затем были переданы в аренду дачному некоммерческому партнерству под размещение садовых участков. При этом часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), цель их использования не связана с личным (домашним) использованием заявителя как физического лица. Учитывая установленные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности действий налогового органа. С данным решением согласился и суд округа. Но налоговики обратились в Верховный Суд.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Нормы ГК РФ регулируют договор аренды и его разновидности. Особенности передачи в аренду земельных участков определены Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Передача в аренду участков лесного фонда определяется Лесным кодексом РФ 2006 г. <1>, водных объектов - Водным кодексом РФ <2>, участков недр - Законом РФ "О недрах" <3>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Нормы ГК РФ регулируют договор аренды и его разновидности. Особенности передачи в аренду земельных участков определены Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Передача в аренду участков лесного фонда определяется Лесным кодексом РФ 2006 г. <1>, водных объектов - Водным кодексом РФ <2>, участков недр - Законом РФ "О недрах" <3>.
Готовое решение: Как распорядиться имуществом в общей долевой собственности и что будет, если сделать это без соглашения сособственников
(КонсультантПлюс, 2025)Для распоряжения имуществом в долевой собственности нужно, чтобы все собственники пришли к соглашению (п. 1 ст. 246 ГК РФ). Но есть исключения, когда достаточно решения большинства из них, которое принимается на общем собрании. Например, так можно передать в аренду земельный участок сельхозназначения, у которого более пяти долевых собственников (п. 1 ст. 14, п. 8 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).
(КонсультантПлюс, 2025)Для распоряжения имуществом в долевой собственности нужно, чтобы все собственники пришли к соглашению (п. 1 ст. 246 ГК РФ). Но есть исключения, когда достаточно решения большинства из них, которое принимается на общем собрании. Например, так можно передать в аренду земельный участок сельхозназначения, у которого более пяти долевых собственников (п. 1 ст. 14, п. 8 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Кроме того, важным в оценке добросовестности контрагента является масштаб заключаемой сделки. Ранее данная идея была высказана на уровне Пленума ВАС РФ, согласно которому очевидность крупности сделки для контрагента и необходимости ее одобрения может следовать из характера сделки, предполагающей, например, отчуждение одного из основных активов общества (недвижимости, дорогостоящего оборудования и т.п.) <1>. Однако данные разъяснения утратили силу и не вошли в новое Постановление Пленума ВС РФ N 27. В этом отношении важно учитывать возможную разность в оценках размера сделки со стороны общества и с позиции его контрагента - экстраординарный характер сделки для общества сам по себе не означает, что он является таковым и с точки зрения контрагента, у которого могут быть совершенно иные масштаб деятельности и взгляд на ситуацию. В текущей судебной практике маркерами необходимости проявления контрагентом повышенной осмотрительности судами признаются существенность предмета сделки (например, отчуждение ключевого актива - всего парка железнодорожных вагонов рыночной стоимостью 699 млн руб., или более 57% общей стоимости активов <2>, залог основного производственного фонда предприятия <3>, передача в аренду всех земельных участков сельскохозяйственного назначения обществом, специализирующимся на выращивании зерновых культур <4>), значительность цены предмета сделки как самой по себе (148 млн руб., или 28% от балансовой стоимости активов <5>, более 1 млрд руб. <6>), так и в сопоставлении с масштабами деятельности общества и балансовой стоимостью его активов (15 млн руб., что составляет при этом более 90% от балансовой стоимости активов общества) либо существенное превышение цены над стоимостью аналогичных услуг <7>. На наш взгляд, абстрактный критерий существенности сделки наиболее сложен в применении, поскольку разъяснения Постановления Пленума ВС РФ N 27 нацеливают именно на уход от необходимости оценки контрагентом характера и размера сделки.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Кроме того, важным в оценке добросовестности контрагента является масштаб заключаемой сделки. Ранее данная идея была высказана на уровне Пленума ВАС РФ, согласно которому очевидность крупности сделки для контрагента и необходимости ее одобрения может следовать из характера сделки, предполагающей, например, отчуждение одного из основных активов общества (недвижимости, дорогостоящего оборудования и т.п.) <1>. Однако данные разъяснения утратили силу и не вошли в новое Постановление Пленума ВС РФ N 27. В этом отношении важно учитывать возможную разность в оценках размера сделки со стороны общества и с позиции его контрагента - экстраординарный характер сделки для общества сам по себе не означает, что он является таковым и с точки зрения контрагента, у которого могут быть совершенно иные масштаб деятельности и взгляд на ситуацию. В текущей судебной практике маркерами необходимости проявления контрагентом повышенной осмотрительности судами признаются существенность предмета сделки (например, отчуждение ключевого актива - всего парка железнодорожных вагонов рыночной стоимостью 699 млн руб., или более 57% общей стоимости активов <2>, залог основного производственного фонда предприятия <3>, передача в аренду всех земельных участков сельскохозяйственного назначения обществом, специализирующимся на выращивании зерновых культур <4>), значительность цены предмета сделки как самой по себе (148 млн руб., или 28% от балансовой стоимости активов <5>, более 1 млрд руб. <6>), так и в сопоставлении с масштабами деятельности общества и балансовой стоимостью его активов (15 млн руб., что составляет при этом более 90% от балансовой стоимости активов общества) либо существенное превышение цены над стоимостью аналогичных услуг <7>. На наш взгляд, абстрактный критерий существенности сделки наиболее сложен в применении, поскольку разъяснения Постановления Пленума ВС РФ N 27 нацеливают именно на уход от необходимости оценки контрагентом характера и размера сделки.