Ответственность за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Еще

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Присоединение к договору аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)
"...Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа... обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Р"... о взыскании... неосновательного обогащения за период с 01.04.2019 по 31.03.2022...
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 N 15АП-8148/2024 по делу N А53-45009/2023
Требование: Об обязании освободить самовольно занятый земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.
На основании заключения общества с ограниченной ответственностью "Топограф" при натурном обследовании земельного участка государственная собственность на который не разграничена расположенного в районе земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная, было установлено, между урезом воды р. "Дон" и земельным участком с КН 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная установлены металлические объекты: N 1 (беседка) площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 7 кв. м; N 2 площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 10 кв. м.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)
И хотя Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в законодательство, тем не менее ограничился лишь вопросами ликвидации несанкционированных свалок. Однако следует отметить, что проблема определения органа публичной власти, ответственного за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связана не только с вопросами ликвидации несанкционированных свалок на данных землях, но и затрагивает иной комплекс вопросов.
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)
<7> Например, О.И. Баженова по результатам анализа судебной практики констатирует, что, несмотря на вынесение Конституционным Судом Постановления от 30 мая 2023 г. N 27-П, суды продолжают возлагать на муниципальные образования ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности на землях, государственная собственность на которые не разграничена. См.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)
Следовательно, вывод судов о том, что ответственность за причинение вреда почвам несет администрация, как лицо, осуществляющее распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованным.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"
В силу статьи 72 (пункты "г", "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вопросы разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решаются Российской Федерацией и ее субъектами в порядке, определяемом, в частности, статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также ее статьей 132 (часть 2) о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления теми или иными государственными полномочиями является исключительной прерогативой законодательных органов государственной власти, что обусловлено необходимостью создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации соответствующих полномочий на конкретной территории и в конкретных социально-экономических условиях (Определение от 15 января 2008 года N 219-О-О).
показать больше документов