Ответственность за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Присоединение к договору аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа... обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Р"... о взыскании... неосновательного обогащения за период с 01.04.2019 по 31.03.2022...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа... обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Р"... о взыскании... неосновательного обогащения за период с 01.04.2019 по 31.03.2022...
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 N 15АП-8148/2024 по делу N А53-45009/2023
Требование: Об обязании освободить самовольно занятый земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.На основании заключения общества с ограниченной ответственностью "Топограф" при натурном обследовании земельного участка государственная собственность на который не разграничена расположенного в районе земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная, было установлено, между урезом воды р. "Дон" и земельным участком с КН 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная установлены металлические объекты: N 1 (беседка) площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 7 кв. м; N 2 площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 10 кв. м.
Требование: Об обязании освободить самовольно занятый земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.На основании заключения общества с ограниченной ответственностью "Топограф" при натурном обследовании земельного участка государственная собственность на который не разграничена расположенного в районе земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная, было установлено, между урезом воды р. "Дон" и земельным участком с КН 61:02:0120201:16, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Набережная установлены металлические объекты: N 1 (беседка) площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 7 кв. м; N 2 площадь наложения на земельный участок государственная собственность на который не разграничена составляет 10 кв. м.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)И хотя Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в законодательство, тем не менее ограничился лишь вопросами ликвидации несанкционированных свалок. Однако следует отметить, что проблема определения органа публичной власти, ответственного за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связана не только с вопросами ликвидации несанкционированных свалок на данных землях, но и затрагивает иной комплекс вопросов.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)И хотя Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в законодательство, тем не менее ограничился лишь вопросами ликвидации несанкционированных свалок. Однако следует отметить, что проблема определения органа публичной власти, ответственного за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связана не только с вопросами ликвидации несанкционированных свалок на данных землях, но и затрагивает иной комплекс вопросов.
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<7> Например, О.И. Баженова по результатам анализа судебной практики констатирует, что, несмотря на вынесение Конституционным Судом Постановления от 30 мая 2023 г. N 27-П, суды продолжают возлагать на муниципальные образования ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности на землях, государственная собственность на которые не разграничена. См.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<7> Например, О.И. Баженова по результатам анализа судебной практики констатирует, что, несмотря на вынесение Конституционным Судом Постановления от 30 мая 2023 г. N 27-П, суды продолжают возлагать на муниципальные образования ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности на землях, государственная собственность на которые не разграничена. См.: Баженова О.И. Проблемы исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П. Пиррова победа муниципального сообщества? // Местное право. 2024. N 3. С. 33 - 40.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Следовательно, вывод судов о том, что ответственность за причинение вреда почвам несет администрация, как лицо, осуществляющее распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Следовательно, вывод судов о том, что ответственность за причинение вреда почвам несет администрация, как лицо, осуществляющее распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованным.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В силу статьи 72 (пункты "г", "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вопросы разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решаются Российской Федерацией и ее субъектами в порядке, определяемом, в частности, статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также ее статьей 132 (часть 2) о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления теми или иными государственными полномочиями является исключительной прерогативой законодательных органов государственной власти, что обусловлено необходимостью создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации соответствующих полномочий на конкретной территории и в конкретных социально-экономических условиях (Определение от 15 января 2008 года N 219-О-О).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В силу статьи 72 (пункты "г", "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вопросы разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решаются Российской Федерацией и ее субъектами в порядке, определяемом, в частности, статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также ее статьей 132 (часть 2) о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления теми или иными государственными полномочиями является исключительной прерогативой законодательных органов государственной власти, что обусловлено необходимостью создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации соответствующих полномочий на конкретной территории и в конкретных социально-экономических условиях (Определение от 15 января 2008 года N 219-О-О).
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Конституционным Судом подчеркнуто, что наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения ТКО.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Конституционным Судом подчеркнуто, что наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения ТКО.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью "Озон-центр" (далее - ООО "Озон-центр"), индивидуальный предприниматель Сургутскова Н.А. (далее - ИП Сургутскова Н.А.), закрытое акционерное общество "Торговый центр "Континент" (далее - ЗАО "ТЦ "Континент"), Омский региональный общественный фонд "Духовное наследие" (далее - фонд "Духовное наследие"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Айсберг" (далее - ООО "ТК "Айсберг") обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Омской области о признании недействующими пунктов 5 и 7 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. N 108-п (далее - Постановление N 108-п).
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью "Озон-центр" (далее - ООО "Озон-центр"), индивидуальный предприниматель Сургутскова Н.А. (далее - ИП Сургутскова Н.А.), закрытое акционерное общество "Торговый центр "Континент" (далее - ЗАО "ТЦ "Континент"), Омский региональный общественный фонд "Духовное наследие" (далее - фонд "Духовное наследие"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Айсберг" (далее - ООО "ТК "Айсберг") обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Омской области о признании недействующими пунктов 5 и 7 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 г. N 108-п (далее - Постановление N 108-п).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В свою очередь, в правоприменительной практике именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В свою очередь, в правоприменительной практике именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено и которые находятся в границах муниципальных образований. Эта ответственность осуществляется в рамках полномочий, регламентированных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено и которые находятся в границах муниципальных образований. Эта ответственность осуществляется в рамках полномочий, регламентированных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";