Ответственность за неисполнение требования прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение требования прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, возникающие в период действия трудового договора: Работодатель оспаривает требование Прокурора привлечь работников к дисциплинарной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 192 ТК РФ, ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 Закона о прокуратуре
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 192 ТК РФ, ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 Закона о прокуратуре
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 N 88А-18256/2024 (УИД 38RS0008-01-2024-000477-41)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий должностного лица.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое решение немотивированно, поскольку не содержит сведений о конкретных обстоятельствах, послуживших основанием для удаления главы в отставку, обращение депутатов, на основании которого было принято данное решение, а также представление прокурора наличие таких обстоятельств не подтверждают, так как возможен конфликт интересов.
Решение: Отказано.Отклоняя доводы Д. о том, что меры по урегулированию конфликта интересов им принимались, суды указали на то, что ФИО20. уволена по собственному желанию, а трудовой договор с ФИО17 расторгнут во исполнение требований представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, что является исполнением обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и само по себе не исключает возможности применения ответственности за неисполнение требований Федерального закона N 273-ФЗ.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий должностного лица.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое решение немотивированно, поскольку не содержит сведений о конкретных обстоятельствах, послуживших основанием для удаления главы в отставку, обращение депутатов, на основании которого было принято данное решение, а также представление прокурора наличие таких обстоятельств не подтверждают, так как возможен конфликт интересов.
Решение: Отказано.Отклоняя доводы Д. о том, что меры по урегулированию конфликта интересов им принимались, суды указали на то, что ФИО20. уволена по собственному желанию, а трудовой договор с ФИО17 расторгнут во исполнение требований представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, что является исполнением обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и само по себе не исключает возможности применения ответственности за неисполнение требований Федерального закона N 273-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование участия нотариата в противодействии отмыванию противоправных доходов
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)Дело в том, что при вынесении решения о привлечении нотариусов к административной ответственности за неуведомление Росфинмониторинга суды соглашаются с требованием прокуратуры о неисполнении нотариусом ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ. Согласно этому законодательному предписанию данная обязанность нотариуса обусловлена "наличием у него любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)Дело в том, что при вынесении решения о привлечении нотариусов к административной ответственности за неуведомление Росфинмониторинга суды соглашаются с требованием прокуратуры о неисполнении нотариусом ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ. Согласно этому законодательному предписанию данная обязанность нотариуса обусловлена "наличием у него любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
Статья: Запрос органов прокуратуры Российской Федерации
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательность и безусловность исполнения запроса органов прокуратуры закреплена и конкретизирована в ч. 1 ст. 6 ФЗ "О прокуратуре".
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательность и безусловность исполнения запроса органов прокуратуры закреплена и конкретизирована в ч. 1 ст. 6 ФЗ "О прокуратуре".
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Ответ: Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, определенных федеральным законом.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Ответ: Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, определенных федеральным законом.
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда, должностное лицо С. привлечен к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в связи со следующими обстоятельствами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда, должностное лицо С. привлечен к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в связи со следующими обстоятельствами.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Неисполнение требований прокурора, предъявляемых в ходе проверок, может повлечь наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Неисполнение требований прокурора, предъявляемых в ходе проверок, может повлечь наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно буквальному толкованию ст. 25.1 Закона о прокуратуре неисполнение требований, изложенных в предостережении, может повлечь за собой ответственность для лица, которому это предостережение объявлено. Так, в ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно буквальному толкованию ст. 25.1 Закона о прокуратуре неисполнение требований, изложенных в предостережении, может повлечь за собой ответственность для лица, которому это предостережение объявлено. Так, в ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)На наш взгляд, в рассматриваемой трактовке Конституционного Суда заложен иной смысл, если опираться на буквальное толкование этого текста. Суд говорит о невозможности принудительного исполнения требований прокурора в том смысле, в котором принудительное исполнение используется в действующем законодательстве об исполнительном производстве для судебных решений, судебных приказов, иных исполнительных документов. То, что в отношении актов прокурорского реагирования установлен иной механизм принуждения к исполнению, не делает их необязательными к исполнению. Собственно, условия применения ст. 17.7 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, служит доказательством обязательности актов прокурорского реагирования не только к рассмотрению, но и к исполнению. Требования прокурора, содержащиеся в актах реагирования на нарушения, носят властно-обязывающий характер, на что обращал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П. Неотнесение прокуратуры Российской Федерации к какой-либо ветви государственной власти не исключает ее из числа государственных органов, наделенных публичной властью.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)На наш взгляд, в рассматриваемой трактовке Конституционного Суда заложен иной смысл, если опираться на буквальное толкование этого текста. Суд говорит о невозможности принудительного исполнения требований прокурора в том смысле, в котором принудительное исполнение используется в действующем законодательстве об исполнительном производстве для судебных решений, судебных приказов, иных исполнительных документов. То, что в отношении актов прокурорского реагирования установлен иной механизм принуждения к исполнению, не делает их необязательными к исполнению. Собственно, условия применения ст. 17.7 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, служит доказательством обязательности актов прокурорского реагирования не только к рассмотрению, но и к исполнению. Требования прокурора, содержащиеся в актах реагирования на нарушения, носят властно-обязывающий характер, на что обращал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П. Неотнесение прокуратуры Российской Федерации к какой-либо ветви государственной власти не исключает ее из числа государственных органов, наделенных публичной властью.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае неисполнения требований должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае неисполнения требований должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
Готовое решение: Как предоставить прокурору документы или информацию по его требованию (запросу)
(КонсультантПлюс, 2025)Не важно, как оформлено требование прокурора, исполнить его все равно необходимо. Дело в том, что Закон о прокуратуре не регламентирует, как должно быть оформлено требование и что именно в нем должно быть указано. Однако требование прокурора о предоставлении документов и (или) информации нужно выполнить в безусловном порядке, это прямо установлено в п. п. 1 и 2 ст. 6 Закона о прокуратуре. За неисполнение такого требования вы можете быть привлечены к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Не важно, как оформлено требование прокурора, исполнить его все равно необходимо. Дело в том, что Закон о прокуратуре не регламентирует, как должно быть оформлено требование и что именно в нем должно быть указано. Однако требование прокурора о предоставлении документов и (или) информации нужно выполнить в безусловном порядке, это прямо установлено в п. п. 1 и 2 ст. 6 Закона о прокуратуре. За неисполнение такого требования вы можете быть привлечены к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За их неисполнение предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За их неисполнение предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
Статья: Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов власти на основании представления прокурора
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)На недопустимость возбуждения административного производства по ст. 17.7 КоАП РФ "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" в случае непривлечения адресатом представления к дисциплинарной ответственности виновного работника указано в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ <12>.
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)На недопустимость возбуждения административного производства по ст. 17.7 КоАП РФ "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" в случае непривлечения адресатом представления к дисциплинарной ответственности виновного работника указано в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ <12>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример. По итогам проверки прокуратура установила факт необоснованного уклонения Почты России от оплаты за выполненные по договорам подряда работы и признала это нарушением положений ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ и п. 1 ст. 702 ГК РФ. В адрес Почты России было вынесено представление с требованием о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений федерального законодательства, о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не обеспечивших надлежащее исполнение требований федерального законодательства.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример. По итогам проверки прокуратура установила факт необоснованного уклонения Почты России от оплаты за выполненные по договорам подряда работы и признала это нарушением положений ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ и п. 1 ст. 702 ГК РФ. В адрес Почты России было вынесено представление с требованием о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений федерального законодательства, о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не обеспечивших надлежащее исполнение требований федерального законодательства.
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании действий прокуроров при проведении проверок и актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 9)Неисполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 9)Неисполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).